Север, воля, надежда, страна без границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц.
Потому что не водится здесь воронья.
В.С. Высоцкий
Стеклянный шатер музея расположен на полуострове Бюгдой в живописном месте на берегу Осло-фьорда с видом на столицу.
Здесь находится шхуна "Фрам", на которой совершались путешествия вначале Нансеном к Северному полюсу (1893-1896г), затем Отто Свердруп возглавил экспедицию, бороздил арктические воды канадского архипелага, составил подробную карту, и в 1910 году Амундсен отправляется на побережье Антарктиды и покоряет Южный полюс.
В музее можно забраться на судно и исследовать его полностью.
Но сначала я хочу рассказать его историю.
Судно «Фрам» строилось Нансеном, чтобы отправиться к Северному полюсу. Он был уже довольно известным полярным исследователем к началу экспедиции к началу 90 годов 19 столетия.
В частности он совершил лыжный переход через Гренландию. Тут он был первым – никто раньше не мог пересечь остров.
Он обладал художественным талантом, писал картины. Один художник даже уговаривал его бросить науку и заняться живописью! Он защитил диссертацию по поводу нервной системы животных – то есть по зоологии, а совсем не по полярным исследованиям.
Природа — лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса.
У форштевня судна памятник его создателю – Колину Арчеру.
Судно строится с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льда снаружи. Концепция Нансена была такова: судно вмерзает во льды и вместе со льдами дрейфует к Северному полюсу. Работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался — лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.
Нансен рассчитал траекторию движения, где он должен вмерзнуть во льды, руководствуясь данными, которыми располагали ученые того времени. Экспедиция началась в 1893 году, и все пошло не так, как рассчитал Нансен. Вначале все шло хорошо. Фрам вмерз во льды, выдержал давление, но ученые в то время даже не могли предположить, что подо льдом в Арктике существует целый океан. Сегодня каждый ребенок знает о Северном Ледовитом океане. Считалось, что глубина там несколько сотен метров, а оказалось 4-5 км. Считалось, что там нет сильных течений, а оказалось сильнейшее течение несло корабль по другой траектории.
Он долго ждал и не знал, что делать. Старался разнообразить жизнь на судне. Они проводили научные исследования.
Спонсор экспедиции снабдил команду шоколадом. Но замкнутое пространство, жуткий холод сделали свое дело. Он идет на решительный шаг: Нансен и Йохансен покидают «Фрам» и отправляются в пеший поход к Северному полюсу с тремя санями, 28 собаками и тремя норвежскими флагами.
Переход, который планировали закончить за несколько недель, растянулся на целый год. Расчеты снова были неправильные. Двигаясь несколько десятков км на север, на самом деле двигались на юг вместе с льдиной. По дороге они убили всех собак, спали в намокших спальных мешках.
Подойдя к Северному полюсу ближе, чем кто-либо до них, Нансен и Йохансен все же были вынуждены повернуть на юг.
Нансен и Йохансен преодолевают разводья между ледяными полями на каяках и собранном из них катамаране.
Нансену сказочно повезло. Он, обессиленный, случайно в бесконечных льдах Арктики встречает ученого. Это самая счастливая случайность за всю историю арктических исследований. Так он спасся, и в 1896 году, воссоединившись со своей экспедицией на Фраме, возвращается в Норвегию национальным героем.
Нансен после экспедиции.
Когда идешь по кораблю, время отступает.
Во избежание поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды при помощи лебедки.
Машинное отделение.
Кают-компания.
Каюта Амундсена.
Аварийный набор для пешего перехода по льдам всегда наготове.
А еще за такой таинственной дверью есть комната.
Нажимаешь на кнопку, металлическая дверь раздвигается, заходишь внутрь, дверь за тобой закрывается. Становится жутко и очень холодно. Здесь воссозданы условия, корорые были на корабле во время плаванья со звуковыми эффектами.
Создается полный эффект присутствия: буквально чувствуешь под своими ногами заледенелую палубу корабля, видишь густое облачко пара, вырывающееся изо рта, слышишь чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда.
Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада.
Я была просто счастлива, когда вышла оттуда, ибо пройти надо было по шаткой палубе с леденящим ветром ло второй двери. Пути назад не было. А ведь в таких условиях жили люди...
Когда Норвегия утверждалась на мировой арене, Нансен отправляется на переговоры в Данию, чтобы датский принц стал королем Норвегии. Именно Нансен возглавляет норвежскую делегацию.
После окончания Первой Мировой Войны Нансен становится активным участником Лиги Наций.
Он организовал помощь голодающим в Поволжье. Он с симпатией относился к социалистическому строю. Когда Норвегия была оккупирована нацистами, здесь правил Квислинг, который возглавлял местную нацистскую партию. Квислинг был военным атташе в Петрограде, и Нансен выбирает его для организации помощи голодающим Поволжья. Справляется он с этим хорошо, за что был поощрен советским правительством. Потом он стал руководителем фашистского правительства в Норвегии и расстрелян после того, как оккупация закончилась.
Еще Нансен придумал нансеновские паспорта. Когда закончилась Первая Мировая Война, бывшие военнопленные остались без гражданства. Российской Империи уже не было, Германской Империи не было, Австрийской Империи не было, и людям выдавались паспорта без национальности, чтобы они могли устроиться в жизни и достичь тех мест, куда им нужно было.
Кстати, за организацию «нансеновских» паспортов Фритьоф Нансен был награжден Нобелевской премией.
В 1898 – 1902г. Свердруп организует экспедицию на Фраме к побережью Северной Канады, составляет карты неизвестных доселе островов. Экспедиция была успешной.
Небольшое судно Йоа принадлежало Руалю Амундсену, в 1903-1907г. он прошел на нем северным морским путем.
Сначала он хотел достичь Северного полюса, что не удалось Нансену. Пока он собирался, Северный полюс был уже покорен. Тогда он решает достигнуть Южного полюса. Амундсен на Фраме отправляется к побережью Антарктиды. 13 декабря 1911 года полюс был достигнут. Параллельно двигалась к полюсу экспедиция шотландца Роберта Скотта, но они опоздали на месяц, а на обратном пути все члены экспедиции замерзли. Амундсен писал тогда: «Я бы пожертвовал всем, решительно всем: деньгами, славой, всем, чем только можно, лишь бы только они были живы». На сегодняшний день на Южном полюсе находится американская научная станция, которая носит название «Амундсен-Скотт».
Амундсен возвращается, как национальный герой и продолжает заниматься исследованиями. Он изучает Арктику с самолетов и дирижаблей. В 20 годы была организована итальянская экспедиция на дирижабле, построенном под руководством итальянского генерала Умберто Нобиле. Планировалось, что дирижабль зависнет над Северным полюсом, участники экспедиции высадятся и установят итальянский флаг, а затем вернутся. Нобиле уже участвовал в совместных экспедициях с Амундсеном, но ему хотелось превзойти его. Дирижабль долетел до полюса, но высадиться не смогли из-за погодных условий. Затем дирижабль потерпел крушение, и никто не знал тогда о судьбе экипажа. Были организованы поисковые работы, часть экспедиции остались живы. Радиолюбители СССР услышали позывные выживших участников экспедиции, и большую часть людей спас самый крупный в мире на тот момент советский ледокол «Красин».
Амундсен выписывает самолет из Франции и тоже занимается поисками экспедиции Нобиле. Но самолет не был приспособлен для полета в арктических условиях, и Амундсен погибает во льдах.
До середины 30 годов Фрам был пришвартован на берегу Бюгдоя. Состояние его ухудшалось, но когда открыли музей, его можно видеть в первозданном виде. В плане полярных исследований маленькая Норвегия была впереди планеты всей.
А это карта третьей экспедиции на "Фраме" Амундсена на Южный полюс.
Фрам» и Амундсен в 1910 г.
Фрам во льдах Антарктики.
Участники экспедиции на Южном полюсе, 14 декабря 1911 г.
Оригинал взят у
krisandr
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц.
Потому что не водится здесь воронья.
Стеклянный шатер музея расположен на полуострове Бюгдой в живописном месте на берегу Осло-фьорда с видом на столицу.
Здесь находится шхуна "Фрам", на которой совершались путешествия вначале Нансеном к Северному полюсу (1893-1896г), затем Отто Свердруп возглавил экспедицию, бороздил арктические воды канадского архипелага, составил подробную карту, и в 1910 году Амундсен отправляется на побережье Антарктиды и покоряет Южный полюс.
В музее можно забраться на судно и исследовать его полностью.
Но сначала я хочу рассказать его историю.
Судно «Фрам» строилось Нансеном, чтобы отправиться к Северному полюсу. Он был уже довольно известным полярным исследователем к началу экспедиции к началу 90 годов 19 столетия.
В частности он совершил лыжный переход через Гренландию. Тут он был первым – никто раньше не мог пересечь остров.
Он обладал художественным талантом, писал картины. Один художник даже уговаривал его бросить науку и заняться живописью! Он защитил диссертацию по поводу нервной системы животных – то есть по зоологии, а совсем не по полярным исследованиям.
Природа — лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса.
У форштевня судна памятник его создателю – Колину Арчеру.
Судно строится с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льда снаружи. Концепция Нансена была такова: судно вмерзает во льды и вместе со льдами дрейфует к Северному полюсу. Работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался — лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.
Нансен рассчитал траекторию движения, где он должен вмерзнуть во льды, руководствуясь данными, которыми располагали ученые того времени. Экспедиция началась в 1893 году, и все пошло не так, как рассчитал Нансен. Вначале все шло хорошо. Фрам вмерз во льды, выдержал давление, но ученые в то время даже не могли предположить, что подо льдом в Арктике существует целый океан. Сегодня каждый ребенок знает о Северном Ледовитом океане. Считалось, что глубина там несколько сотен метров, а оказалось 4-5 км. Считалось, что там нет сильных течений, а оказалось сильнейшее течение несло корабль по другой траектории.
Он долго ждал и не знал, что делать. Старался разнообразить жизнь на судне. Они проводили научные исследования.
Спонсор экспедиции снабдил команду шоколадом. Но замкнутое пространство, жуткий холод сделали свое дело. Он идет на решительный шаг: Нансен и Йохансен покидают «Фрам» и отправляются в пеший поход к Северному полюсу с тремя санями, 28 собаками и тремя норвежскими флагами.
Переход, который планировали закончить за несколько недель, растянулся на целый год. Расчеты снова были неправильные. Двигаясь несколько десятков км на север, на самом деле двигались на юг вместе с льдиной. По дороге они убили всех собак, спали в намокших спальных мешках.
Подойдя к Северному полюсу ближе, чем кто-либо до них, Нансен и Йохансен все же были вынуждены повернуть на юг.
Нансен и Йохансен преодолевают разводья между ледяными полями на каяках и собранном из них катамаране.
Нансену сказочно повезло. Он, обессиленный, случайно в бесконечных льдах Арктики встречает ученого. Это самая счастливая случайность за всю историю арктических исследований. Так он спасся, и в 1896 году, воссоединившись со своей экспедицией на Фраме, возвращается в Норвегию национальным героем.
Нансен после экспедиции.
Когда идешь по кораблю, время отступает.
Во избежание поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды при помощи лебедки.
Машинное отделение.
Кают-компания.
Каюта Амундсена.
Аварийный набор для пешего перехода по льдам всегда наготове.
А еще за такой таинственной дверью есть комната.
Нажимаешь на кнопку, металлическая дверь раздвигается, заходишь внутрь, дверь за тобой закрывается. Становится жутко и очень холодно. Здесь воссозданы условия, корорые были на корабле во время плаванья со звуковыми эффектами.
Создается полный эффект присутствия: буквально чувствуешь под своими ногами заледенелую палубу корабля, видишь густое облачко пара, вырывающееся изо рта, слышишь чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда.
Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада.
Я была просто счастлива, когда вышла оттуда, ибо пройти надо было по шаткой палубе с леденящим ветром ло второй двери. Пути назад не было. А ведь в таких условиях жили люди...
Когда Норвегия утверждалась на мировой арене, Нансен отправляется на переговоры в Данию, чтобы датский принц стал королем Норвегии. Именно Нансен возглавляет норвежскую делегацию.
После окончания Первой Мировой Войны Нансен становится активным участником Лиги Наций.
Он организовал помощь голодающим в Поволжье. Он с симпатией относился к социалистическому строю. Когда Норвегия была оккупирована нацистами, здесь правил Квислинг, который возглавлял местную нацистскую партию. Квислинг был военным атташе в Петрограде, и Нансен выбирает его для организации помощи голодающим Поволжья. Справляется он с этим хорошо, за что был поощрен советским правительством. Потом он стал руководителем фашистского правительства в Норвегии и расстрелян после того, как оккупация закончилась.
Еще Нансен придумал нансеновские паспорта. Когда закончилась Первая Мировая Война, бывшие военнопленные остались без гражданства. Российской Империи уже не было, Германской Империи не было, Австрийской Империи не было, и людям выдавались паспорта без национальности, чтобы они могли устроиться в жизни и достичь тех мест, куда им нужно было.
Кстати, за организацию «нансеновских» паспортов Фритьоф Нансен был награжден Нобелевской премией.
В 1898 – 1902г. Свердруп организует экспедицию на Фраме к побережью Северной Канады, составляет карты неизвестных доселе островов. Экспедиция была успешной.
Небольшое судно Йоа принадлежало Руалю Амундсену, в 1903-1907г. он прошел на нем северным морским путем.
Сначала он хотел достичь Северного полюса, что не удалось Нансену. Пока он собирался, Северный полюс был уже покорен. Тогда он решает достигнуть Южного полюса. Амундсен на Фраме отправляется к побережью Антарктиды. 13 декабря 1911 года полюс был достигнут. Параллельно двигалась к полюсу экспедиция шотландца Роберта Скотта, но они опоздали на месяц, а на обратном пути все члены экспедиции замерзли. Амундсен писал тогда: «Я бы пожертвовал всем, решительно всем: деньгами, славой, всем, чем только можно, лишь бы только они были живы». На сегодняшний день на Южном полюсе находится американская научная станция, которая носит название «Амундсен-Скотт».
Амундсен возвращается, как национальный герой и продолжает заниматься исследованиями. Он изучает Арктику с самолетов и дирижаблей. В 20 годы была организована итальянская экспедиция на дирижабле, построенном под руководством итальянского генерала Умберто Нобиле. Планировалось, что дирижабль зависнет над Северным полюсом, участники экспедиции высадятся и установят итальянский флаг, а затем вернутся. Нобиле уже участвовал в совместных экспедициях с Амундсеном, но ему хотелось превзойти его. Дирижабль долетел до полюса, но высадиться не смогли из-за погодных условий. Затем дирижабль потерпел крушение, и никто не знал тогда о судьбе экипажа. Были организованы поисковые работы, часть экспедиции остались живы. Радиолюбители СССР услышали позывные выживших участников экспедиции, и большую часть людей спас самый крупный в мире на тот момент советский ледокол «Красин».
Амундсен выписывает самолет из Франции и тоже занимается поисками экспедиции Нобиле. Но самолет не был приспособлен для полета в арктических условиях, и Амундсен погибает во льдах.
До середины 30 годов Фрам был пришвартован на берегу Бюгдоя. Состояние его ухудшалось, но когда открыли музей, его можно видеть в первозданном виде. В плане полярных исследований маленькая Норвегия была впереди планеты всей.
А это карта третьей экспедиции на "Фраме" Амундсена на Южный полюс.
Фрам» и Амундсен в 1910 г.
Фрам во льдах Антарктики.
Участники экспедиции на Южном полюсе, 14 декабря 1911 г.
Оригинал взят у
Journal information