Герои комиксов студии Marvel нашли источник зла в мире.
Кадр из фильма. kinopoisk.ru
На российский экран вышел фильм «Мстители: Эра Альтрона», продолжение популярных «Мстителей»-2012. Оба фильма сняты по сюжетам марвеловских комиксов, исследующих, по мнению американских антропологов, «феномен героического в меняющемся мире».
И хотя в Сети появляются вопросы: а нужны ли нам в эти майские дни чужеземные герои, — перед нами уже полюбившийся ареопаг полубогов и сверхлюдей, собравшихся в одну команду для очередного спасения мира: Железный Человек (Роберт Дауни-младший), Капитан Америка (Крис Эванс), Тор (Крис Хэмсворт), Халк (Марк Руффало), Соколиный глаз (Джереми Реннер) и русская супербарышня Наталья Романофф, она же Черная вдова (Скарлетт Йоханссон).
Герои по большей части привычные, а зло новое — как и должно быть в меняющемся мире.
Главного злодея фильма и назвать злодеем-то можно только с натяжкой: нет инопланетного вторжения или детских обид скандинавских богов. Под воздействием амбиций и желания спасти планету от неминуемого кризиса два гениальных ученых (Тони Старк, он же Железный Человек, и Брюс Беннер, который периодически зеленеет от сильных переживаний) создают искусственный интеллект. Рукотворный разум получает имя Альтрон и сознание, способное в одну секунду проанализировать огромное количество информации. Изначально в Альтрона вложены несколько человеческих эмоций, а также «вшита» внятная цель — спасти мир во всем мире.
Но Альтрон, разумеется, интерпретирует свою задачу самым логичным образом: начинает бороться с людьми. Войны с искусственным интеллектом давно не новость в кинематографической вселенной (начиная с Айзека Азимова, и в культурологической тоже) — но марвеловские сценаристы всегда особенно чувствуют дух времени.
Технический директор Google и технологический футуролог Рэй Курцвейл только в этом месяце пообещал человечеству в самое ближайшее время встречу с мыслящим персональным компьютером («…в 2020 году ПК достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом»); мы уже разговариваем с собственными айфонами, и эта разговорчивая Siri (персональный помощник и вопросно-ответная система, разработанная для IOS) пугает до дрожи, а в австрийском местечке Хинтерстодер зафиксирован первый случай самоубийства среди роботов. Суицидальный высокотехнологичный робот-пылесос (а в Европе каждый пятый из функционирующих роботов — пылесос) включил сам себя без разрешения хозяина, заехал на электрическую плиту и совершил самоподжог. Мир меняется, автомобили на дорогах разговаривают друг с другом, игнорируя хозяев, во вселенной Марвел разумный Альтрон решил спасти людей от людей.
Едва попав во Всемирную сеть, Альтрон понимает, что все проблемы в мире в общем-то из-за людей и произошли. Таким образом, новый марвеловский фильм со всей силой своего наивного искусства проговаривает главное открытие начала века (древнее, но всегда неожиданное знание): главный враг человека — человек. Очень актуально по нынешним временам. Так что при желании в картине можно найти две важные, хотя и тривиальные идеи: бояться нужно не искусственного разума, а человеческих страстей, и самые опасные в мире люди — те, кто видит себя спасителями человечества.
Тут-то на помощь и приходят суперлюди.
Из масштабной задачи спасти человечество от «спасателей» вытекают все драматические проблемы, которые героям следует разрешить сообща, и растут все, уже полюбившиеся зрителям, споры между членами команды. В новом фильме гораздо более полно раскрываются характеры персонажей, их истории; нам наконец дают возможность увидеть взаимосвязи между предыдущими фильмами студии Marvel: в кадре появляются друзья Капитана и Железного Человека, которые становятся полноценными участниками сюжета. Капитан Америка наконец оттаял, перестал пугаться сенсорных телефонов и начал восприниматься как полноценный лидер команды; Роберт Дауни-младший наконец перестал играть самого себя; однако милые сердцу шутки Железного Человека никуда не делись и продолжают радовать — как и появление сразу нескольких неожиданных любовных линий, которые до этого оставались за кадром.
Словом, новый фильм лучше старых двух.
В конечном итоге остается похвалить сценаристов и режиссеров за прекрасную работу над ошибками: даже экшн-сцены, включающие в себя масштабные боевые действия с типичным для Марвела тотальным уничтожением американских небоскребов, производят впечатление, несмотря на пафос некоторых сцен.
«Мстители-2» — крепкий, яркий фильм с хорошей картинкой и необременительным сюжетом, способный увлечь любую возрастную категорию, фильм для семейного просмотра, но, разумеется, знатоки комиксов студии Marvel и любители супергероев — это молодежь. Я провела на премьерном предпоказе небольшой опрос среди зрителей: а действительно, нужны ли нам чужие герои? Меняется ли отношение к культуре, на которой большинство молодых людей выросло, в последнее время?
Ответили на мои вопросы 12 человек. Десять утверждают, что их отношение к отдельным сегментам американской культуры (будь оно негативным или положительным) никак не изменилось под влиянием происходящих сейчас событий. Трое отметили, что в их окружении есть люди, считающие себя патриотично настроенными, которые активно агитируют остальных перестать уделять внимание современным американским фильмам, книгам и комиксам, аргументируя это тем, что «молодежь» может начать страдать «инакомыслием». Одна девушка выразила недовольство тем, что массовость американской культуры в наши дни заставляет молодых людей думать, что «там» — лучше, и «ставить Америку выше России». Еще одна сказала, что некоторые отрасли массовой культуры — например, киноиндустрия — лучше развита в Америке, чем у нас, и это достойный пример для подражания. Она же заметила, что ее друзья стали относиться к американским фильмам более критично. Двое сказали, что «менять свое мнение о культуре — все равно что перестать есть пиццу из-за несогласия с политикой президента Италии».
«Мы не то что пешки, мы уже игровые фишки в руках глав государств, — точно сформулировала одна из опрошенных, — и единственное, что может спасти нашу душу, — это настоящее искусство. И если меня спасут «Огни большого города» или «Побег из Шоушенка», я буду счастлива. Мне кажется, что создающаяся на наших глазах «история отторжения» больше влияет на отечественный кинематограф. Создатели патриотических фильмов пользуются голливудской эстетикой, заказывают хорошую графику и снимают в военных сценах красивых сытых девиц, но делают вид, что картины их наполнены особым героическим смыслом».
Journal information