-- Что ж, прекрасно, -- заметил Хадли, поудобнее устраиваясь в кресле. -- Сам-то я не очень силен в этом вопросе. Но обьясните вот что: раз уж вы непременно хотите прочесть эту лекцию вероятно, она имеет какое-то отношение к данному делу?..
-- Да.
-- Но почему именно о герметически закрытой комнате? Вы же сами сказали, что убийство Гримо -- это еще не самая трудная из наших проблем. Значит, наша главная загадка -- как был застрелен тот человек посреди безлюдной улицы?
-- О, это? -- Доктор Фелл отмахнулся с таким пренебрежением, что Хадли удивленно уставился на него. -- Этот пустячок? Да едва я услышал звон колокола, как мне стала ясна разгадка. Фу ты, фу ты, что за выражения! Я и не думаю шутить. Меня другое беспокоит: как объяснить исчезновение из запертой комнаты? А чтобы посмотреть, не отыщется ли здесь ключ, я обрисую вам в общих чертах некоторые способы совершения убийства в запертых комнатах, разбив их на категории. И интересующее нас преступление попадет в одну из них. Неизбежно! Ведь сколько бы ни было разных вариантов, все они сводятся к нескольким основным способам.
Гм, гм. Да. Итак, налицо коробка с одной дверью, одним окном и прочными стенами. Приступая к рассмотрению способов выбраться, когда окно и дверь заперты, я оставлю в стороне такой дешевый (и крайне редкий ныне) прием, как дать убийце скрыться из запертой комнаты через потайной выход. Прибегнуть к нему -- значит обесценить детективную историю, и уважающий себя автор даже не сочтет нужным особо оговаривать, что ничего подобного в комнате нет. Мы не станем поэтому рассматривать различные мелкие вариации этого неподобающего приема вроде отодвигающейся филенки двери, позволяющей просунуть руку, или, скажем, закрываемого крышкой люка в потолке, через который бросают нож, после чего люк закрывают крышкой, делая его совершенно незаметным, а пол на чердаке присыпают слоем пыли, чтобы создать видимость, что по нему никто не ходил. Это все гот же нечестный прием, только в миниатюре. Ведь принцип остается таким же, будь потайное отверстие уже дырки наперстка или шире амбарной двери... А что до классификации законных приемов, то вы, мистер Петтис, могли бы кое-что коротко записать...
-- Хорошо, -- с улыбкой кивнул Петтис. Продолжайте.
-- Во-первых! Преступление совершено в герметически закрытой комнате, которая действительно закрыта герметически и из которой убийца не скрылся, потому что никакого убийцы в действительности там не было. Объяснения:
1. Налицо не убийство, а несчастный случай, но вследствие ряда совпадений дело выглядит так, будто произошло убийство. Несколько ранее, прежде чем дверь была заперта, имело место ограбление, нападение, была пролита кровь, поломана мебель все это наводит на мысль о происшедшей смертельной схватке. Позднее жертва либо случайно убивает себя, либо оказыва стся убитой каким-то упавшим предметом в запертой уже комнате, и создается впечатление, будто эти события произошли одновременно. В данном случае смерть обычно наступает в результате сильного удара по голове -- как полагают, дубинкой, тогда как на самом деле жертва ударилась обо что-нибудь из мебели -- об угол стола или об острый край стула. Однако наибольшей популярностью пользуется у писателей чугунная ка минная решетка. Смертоносная каминная решетка, кстати говоря, прихлопывает людей на такой манер, чго это выглядат как настоящее убийство, еще со времен приключений Шерлока Холмса. Пример наиболее удачною сюжетного решения такого рода, предусматривающего к тому же и убийцу, это ро ман Гастока Лору "Тайна желтой комнаты", лучший из всего, написанного в детективном жанре.
2. Это убийство, но дело подстроено таким образом что человек нынужден убить себя или стать жертвой смерти от несчастного случая. Убийца может осуществить свой план, гипнотически внушив своей жертве, что комната населена привидениями, или одурманив ее при помощи подведенного снаружи газа. Под действием этого газа или подсыпанного яда жертва впадает в неистовство, переворачивает все вверх дном, как если бы в комнате произошла ожесточенная схватка, и погибает, поранившись ножом. В других вариантах жертва умирает, раскроив себе голову об острый шип люстры, удавившись в проволочной петле или даже удушив себя собственными руками.
3. Это убийство, совершаемое с помощью механического приспособления, уже находившегося в комнате и скрытно установленного в каком-нибудь безобидном на вид предмете обстановки. Может быть, это ловушка, поставленная человеком, который давным-давно умер: устройство сработает либо автоматически, либо после того, как будет заново заряжено сегодняшним убийцей. А может быть, это какое-то дьявольское новое ухищрение современной науки. Известен, например, спрятанный в телефонной трубке механический пистолет, который посылает пулю в голову жертвы, когда она подносит трубку к уху. Известен нацеленный на жертву пистолет с прикрепленным к спусковому крючку шнурком, который натягивается силой расширения воды при замерзании. Известны часы, которые стреляют, когда их заводят; известны также хитроумно устроенные большие напольные часы (часы популярны у авторов детективов), которые вдруг поднимают чудовищно громкий трезвон, а когда вы пытаетесь остановить бой, ваше прикосновение освобождает пружину лезвия, которое распарывает вам живот. Нам известны и груз, подвешенный к потолку, и груз, который падает вам на голову с высокой спинки кресла. Мы читали про постель, источающую смертоносный газ, после того как вы нагреете ее своим телом; про отравленную иглу, укол которой не оставляет следа; про...
Понимаете, -- доктор Фелл подчеркивал каждую фразу выразительным взмахом сигары, -- когда мы рассуждаем об этих механических устройствах, мы выходим за рамки узкой сферы "запертой комнаты" и вторгаемся в более широкую сферу "невероятной ситуации". Даже об одних только механических устройствах, убивающих людей электрическим током, можно было бы говорить до бесконечности. Электрический ток может быть пущен по проволоке, натянутой перед висящими на стене картинами; под током может оказаться шахматная доска, даже перчатка. Каждый предмет, включая кипятильник, может таить в себе смерть. Но так как эти вещи, сдается, не имеют отношения к данному случаю, продолжим нашу классификацию.
4. Это самоубийство, которому нарочно придана видимость убийства. Человек закалывается сосулькой, сосулька тает, и, поскольку в запертой комнате не находят никакого оружия, предполагается убийство. Человек стреляется из револьвера, привязанного к концу натянутой резинки; выпавший у него из руки револьвер исчезает в дымоходе камина. У этого приема есть варианты (когда дело происходит не в запертой комнате): револьвер самоубийцы привязан шнурком к тяжелому предмету, перекинутому через перила моста, -- после выстрела револьвер надает в воду. Аналогичным манером револьвер выдергивается за окно и оказывается погребенным в сугробе.
5. Произошло убийство, но убийца с помощью переодевания и перевоплощения запутал следы. Например: убийство уже совершено, труп лежит в комнате, дверь которой находится под постоянным наблюдением, но убитого еще считают живым. Одевшись точно так же, как убитый, либо имитируя его походку, убийца торопливо входит в комнату. Тот, кто видел его со спины, принимает его за жертву. Войдя в комнату, убийца резко поворачивается, сбрасывает маскарадный костюм и тут же выходит, уже в своем собственном облике. Создается иллюзия, будто он лишь разминулся с жертвой в дверях. В любом случае у него есть алиби, поскольку потом, когда обнаруживают труп, делается вывод, что убийство произошло через какое-то время после того, как "жертва", в которую перевоплотился убийца, вошла в комнату.
6. Произошло убийство, и совершил его человек, находившийся в тот момент вне комнаты, однако создается ошибочное впечатление, что убийца должен был находиться внутри.
..........................
Что такое турпоездка по путевке ? Много много пьяных соотечественников, усталые немного безразличные гиды, плохо запоминающийся поток неких строений, которые требуется считать достопримечательностями и верить, что ради них вы и выбрались за границу. Но ведь можно и по другому ! Вот например второй по размеру греческий остров Родос. Ну тот, из поговорки (тоже греческой) о том, что "Здесь Родос - здесь и прыгай" (в российской свободной интерпретации - "Дорого яичко к христову дню"). Можно же изучить достопримечательности острова Родос самостоятельно, а потом не менее самостоятельно приехать туда, чтобы все это увидеть своими глазами, потрогать, проникнуться. Самому, а не по команде усталого гида.
Journal information