Также Карр был едвали не крупнейшим теоретиком детективной литературы. Обладая аналитическим умом, он сумел формализовать жанр, дав будущим поколениям детективщиков инструменты создания интересных литературных произведений.
Я впервые познакомился с творчеством Джона Диксона Карра совершенно случайно. Дело было 7 марта 1993 года, мы шли по центру Пензы с бывшей женой и зашли в сквер напротив местного Драмтеатра. В то время там торговали книгами с лотков. Этот бизнес родился еще при советской власти и , как ни странно, жив и поныне. Только торговцы перебрались в другой сквер. Ну я и решил купить маме в подарок на праздник что нибудь детективное. Она у меня ооооочень любит это дело. Незадолго до этого я прочитал что то от Ле Карре, известного автора шпионских романов, но вот в тот момент немного забыл эту фамилию и когда я спросил книгу этого автора у торговца, он переспросил - "Карр ?", ну я и ответил - "Да, Карр" и получил сборник его произведений , главным из которых был роман из серии о Генри Мелвилле "Читатель предупрежден". По пути домой я пытался его читать, но он мне показался смертельно скучным. Карр один из величайших мастеров "герметического детектива" (помните Акуинский "Левиафан" ?) или, по другому, "убийства в запертой комнате". А для получения удовольствия от таких романов требуется, по меньшей мере. усердие.
Проникся Карром я несколько позже, когда добрался до его исторических детективов, наилучшими из которых , однозначно, являются "Дьявол в бархате" и "Гори, огонь". Но по настоящему меня пробрали две вещи Карра - повесть "Сжигающий суд" (не советую читать ее на ночь, даже если у вас крепкие нервы) и рассказ из серии рассказов о Гидеоне Фелле "Три гроба". Не думайте, что это что то кичевое. "Три гроба" это классический герметический детектив. Даже не классический, нет, эталонный.
Помню, тогда я сформулировал отношение к произведениям Карра следующим образом - "Когда вы думаете, что дочитали до самого страшного места в книге, то оказывается, что это только начало настоящего ужаса". При этом, ну кроме "Сжигающего суда" именно в стиле хоррор он точно не писал. Просто в его романах возникала , в принципе, реальные ситуации, которые ничего кроме чувства ужаса не вызывали.
Также, Карр был своего рода основоположником жанра романов о перемещениях во времени. Да, "Приключения янки из Коннектикуте при дворе короля Артура" была написана задолго до его рождения, но Карр начал писать произведения , ооооочень напоминающие столь популярные в современной России , чьи аннотации похожи как близнецы , ну что то вроде - "Ветеран Чеченской войны майор-десантник Степан Калабугин премного удивился проснувшись в средневековой Москве, мобильник не работает, в "калаше" последний рожок, год и эпоха неизвестны. Сумеет ли майор из будущего остановить Тохтамыша и спасти Москву от разграбления вы узнаете в новой книге ... ну в общем в чьей то новой книге". Вот родоначальником именно такого стиля (только не в его профанационной форме) и стал Карр. "Гори, огонь" рассказывает о том, как офицер лондонской полиции из 60х оказывается в Лондоне в первые дни существования Скотланд-Ярда. И никакого гротеска, все крайне серьезно. Кстати, книги Джона Диксона Карра это единственные детективы, которые я перечитывал. Произведения ни одного автора детективного жанра не вызывали у меня такого желания. Кстати. в "Дьяволе" Карр использовал совершенно феерический прием - при "убийстве в запертой комнате" присутствовал и человек, исполняющий роль детектива. Только человек с неуемной фантазией мог бы до такого додуматься. Впрочем, в той книге был использован еще один прием, уже известный к тому времени по произведениям Кристи, но , все равно, творчески переработанный и доведенный до совершеннства. Да, одно дело когда рассказ о преступлении пишет убийца, это не ново, а другое, когда .... , но не буду портить впечатления человеку, который захочет прочитаь этот роман после данного поста.
Кстати, "Спящего сфинкса" я не читал.
Еще необычным в произведениях Карра было эпизодическое появление нечистой силы. Ну это вообще за гранью, нечистая сила в детективах и тем не менее. Органично и естественно. И только в ключевом моменте повестсования. Как, например, еще объяснить причины появления героя "Дьявола в бархате" в Лондоне, прямо в разгра реставрации Стюартов ?? Правильно, проделками дьявола, о чем он главному герою и сообщит.
Карр обладал колоссальным чувством историчности. В его исторических детективах очень точно показаны реалии того времени, когда происходит их действие.
Были ли у Карра откровенно слабые вещи ? Конечно. Например, целиком вся серии повестей о приключениях Анри Бренколина. Особенно "Замок "Мертвая Голова". В этой серии, как мне кажется, Карр во всю старался подражать Честертону с его весьма специфически видением европейской географии ("они встретились на той самой дороге которая ведет из Берлина прямо в Варшаву сквозь бесконечные просторы безлюдных болот", где то так).
В 1935 году 29-летний Карр опубликовал очередную детективную повесть из серии о профессоре Гидеоне Фелле "Полый человек", частью ее стала и "Лекция о запертой комнате" в которой автор, устами Фелла описал общие принципы написания герметических детективов. Текст и серьезный и юмористический одновременно. Ну он такой, как и детективы вообще. Как бы мы к ним серьезно не относилисья, но от шуток вроде "Убийца - садовник" никуда не деться. В детективах изначально заложена ирония.
Текст "Лекции" довольно длинный, поэтому я выложу в нескольких отдельных постах. Надеюсь, любители литературы детективного жанра получат истинное удовольствие.
........................................
Сериал "Американская история ужасов" не так прост, как кажется. Обычно произведение "дом с загадками" начинается с переезда в некий загородный (но не обязательно) дом некоей мирной семьи (иногда семья уже мертва, иногда не мирная, но это нюансы) после чего следует кошмарная ночь, затем наступает утро и все проясняется. Некоторые даже успевают пережить эту самую ночь (тут есть варианты. Если фильм комедия, то выживают все, а если нет, то никто. Но есть и промежуточные варианты).
Создатели же сериала сумели растянуть удовольствие на целых четыре сезона (все серии вы можете посмотреть на http://ahstory.net/). Все начинается банально - муж-психоаналитик лечит пациенток методом глубокого бурения, тут к нему случайно заходит жена и ...... вся дружная семья переезжает , правильно, в старый пафосный особняк.
Я, кстати, продержался всего полсерии.
Journal information