Собрание разностей (cpp2010) wrote,
Собрание разностей
cpp2010

Ушедшие технологии и технические решения

Технический прогресс это постоянная смена одних технических решений и технологий на другие, считающиеся более совершенными. Но иногда с водой из купели выбрасывают и дитя, отказываясь от тех или иных решений. Иногда подобные действия диктуются маркетингом и простой материальной выгодой производителей той или иной техники иногда существуют какие то внешние условия, приводящие к регрессу, иногда отбрасывание той или иной технологии бесповоротно, иногда в какой то другой форме она возвращается.

Попробуем вспомнить, что было забыто в эпоху научно-технической революции.

Под пунктом №1 без всяких сомнений сверхзвуковые авиаперевозки. Да, дорого. Да, неэкономично, элитарно. Но подобная услуга все равно пользовалась бы спросом вне зависимости от цены. Недаром последние лет 20 постоянно идут разговоры о разработке сверхзвуковых бизнес-джетов. В любом случае за два часа из Америки в Европу и из Москвы до Красноярска больше не долетишь. 



№2. Полеты на Луну. И , в связи с этим, сверхтяжелые космические ракеты. Ничего подобного сейчас в мире нет и даже не предвидется.



№3. Видеосвязь. В 70е в любом фантастическом фильме обязательно была такая фишка. В середине 60х в СССР были оборудованы линии видеосвязи между Ленинградом, Москвой и Новосибирском. Но просуществовали они недолго. Дорого. Сейчас таких проблем нет благодаря Скайпу и подобным решениям


№4. Просто радиосвязь. Казалось бы, а с ней то что не то ? Подобный вопрос стоит задать будущим путешественникам по времени советским генералам Великой Отечественной войны, которые по каким то причинам не любили радио и предпочитали посылать на убой связистов, которые умирали зажав зубами куски телеграфного провода.  При этом что такое ламповая коротковолновая радиостанция знали еще в Российской Императорской армии

№5. Пленочная фото- и кино-техника. Да, цифра проще и удобнее. Да и цифромыльницы едва ли не дешевле уже последних пленочных мыльниц. Но зеркальная пленочная техника в разы дешевле цифровой и при этом позволяла (и позволяет) получать едва ли не более качественные фотографии. Если же мы посмотрим на среднеформатную технику, то убедимся, что цифровая техника дороже пленочной не в разы, а на порядки. Хотя и выигрывает за счет стоиомости отпечатка.



№6. Таксофоны. С одной стороны - а зачем ? С другой - а затем, что мобила может разрядится, потеряться, на ней могут закончится деньги. Еще лет 5 назад они у нас были в довольно большом количестве, но сейчас уже нигде в городе их нет. Только в сельской местности. У меня в прошлом году были неприятности именно из за того, что я в принципе не мог позвонить по нужному адресу.

№7. Пейджеры. Ну вот тут действительно - отжили свое. Никакого практического смысла в них уже нет. 



А ведь были даже с клавиатурами !

№8. Диал-ап модемы. В них также уже мало смысла. Хотя придумать зачем они в современных условиях нужны не так и сложно. Например - снимаете квартиру, там нет интернета, а сигнал мобильной связи недостаточен для удобной работы. 

№9. Трамваи. Если во всем мире трамвайный транспорт вполне себе развивается, то в России он постепенно уходит в небытие. Хотя не всегда и не везде. 

№10. Троллейбусы. А тут то что ? А то, что в 30-40е именно троллейбусы были основным видом транспорта в Лондоне, а потом их снова заменили на автобусы. Причины были простые - лондонские ТЭЦ работали на местном угле, а нефтепродукты шли на нужды фронта

№11. Умение считать в уме и на счетах. В коммерческих училищах России начала двадцатого века учили перемножать в уме пятизначные числа. Сейчас не учат. Кстати - хороший навык. Я, например легко перемножаю трехзначные и это иногда помогает по работе.

№12. Безопасные бритвы. Трудно представить, но в СССР эта тема была закрыта с конца 20х едва ли не до конца 70х годов. Вместо них использовали опасные бритвы, потом электробритвы. 

№13. Скоростные железнодорожные перевозки. Вот тут совсем все непонятно. Средняя скорость пассажирских поездов в России за предеалами Октябрьской ЖД не изменилась со времен царя и составляет 30-40 км/ч при том, что еще до войны , при том что в той же Европе пассажирские перевозки осуществляются на скоростях 200 км/ч и более. 

№14. Артиллерийские боевые корабли. Понятно, что снаряд менее эффективен чем ракета, но сколько этих ракет на борту корабля и сколько они стоят по сравнению со снарядом. Понятно, что войны в Афганистане они бессмысленны, но кто знает что дальше будет ?



№15. Летающие лодки. Практически сошли на нет, но в последние годы наблюдается определенный интерес. Особенно в Канаде, Японии и России. Оказалось, что в определенных ситуациях они могут быть полезны.

№16. Дирижабли. Их эра закончилась в середине 50х, когда американцы переложили задачи противолодочной обороны на надводные корабли. 



№17. Ноутбуки с тачскринами. Вот это вообще непонятно кому они мешали ? Сейчас да, есть планшеты с клавами, но на протяжении почти 15 лет не было ни того ни другого. К той же истории относятся и раскладные клавиатуры , созданные IBM в середине 90х. 



Ноутбук с тачскрином производства фирмы Compaq (сейчас входит в Hewlett Packard). 1994 год.

№18. Черно-белые и серошкальные мониторы. Остались на кассовых терминалах.

№19. Матричные принтеры. Жуткий трэш, но есть одна фишка - плоская печать. Как только основная масса моделей была снята с производства, специализированные плоскопечатные машинки резко подорожали.


Кстати, к концу своей эры матричники по шумности были на уровне лазеров и струйников. 

№20. Печатные издания. Считается, что они полностью вымрут когда на пенсию уйдут те, кто родился до 1995 года. 



№21. Телеграммы. Вспомните, когда Вы в последний раз отправляли телеграммы ?



№22. Пункты междугородней телефонной связи. Пропускная способность телефонных линий достигла такого уровня, что всякий смысл в них пропал. 

№23. Маленькие экскурсионные автобусы. Помните старые ПАЗы и РАФики (ну те вообще очень старые) у которых были окна на крыше ? Сейчас такое решение осталось только у больших коачей. 



№24. Мощные поршневые моторы.  Да, КПД ниже чем у ТРД и ТВД, но с другой стороны - надежность и простота обслуживания. До сих пор на севере Канады и Аляски летают Curtiss-Wright CW-20, выпущенные во время войны и , как ни странно, альтернатив им нет.



№25. Паровозы. Низкий КПД, да, но в определенных условиях они более удобны , чем другие виды транспорта.

№26. А еще пишущие машинки ! 




№27. Вентиляторы на потолках.

№28. Кассетные, виниловые, бобинные проигрыватели и магнитофоны.

№29. Кинокамеры бытовые и такие же кинопроекторы. 

№30. Мопеды. Не скутеры-мотороллеры, а именно мотовелосипеды. "Знаешь каково это, когда мотор заглох, а тебе надо в гору заехать ?".

А еще есть вещи, которые забыты, будучи замененными более совершенными устройствами, такого же назначения. Например, электрочайники. Школота почему то считает, что раньше их не было. Да были ! И 30 лет назад были и даже 40 лет. 


Что упустил ?

Tags: интересно
Subscribe
promo cpp2010 december 25, 2012 00:40 6
Buy for 30 tokens
Две недели назад в Нью-Йорке, на стадионе "Медисон Сквер Гарден" состоялся благотворительный концерт, посвященный сбору пожертвований для пострадавших от урагана Сенди, накрывшего штаты Северо-Запада США, а также острова Карибского моря в октябре этого года. Сенди стал самым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments