Посмотрел на днях последнее творение Йежи Гоффмана, создателя таких великих фильмов как "Потоп" и "Знахарь". Как видно из названия, фильм посвящен ключевому моменту Советско-польской войны 1919-1920 годов - летней компании 1920 года от взятия поляками Киева до разгрома советских войск под Варшавой.
Сюжет построен на параллельной истории поэта Яна Кринички, пошедшего на фронт в начале 1920 года, его жены Оли, певицы варшавского кабаре и Юзефа Пилсудского.
Первое впечатление - твердая четверка. Не "Потоп", времена другие. Сейчас ничего подобного уже не снимают, но смотреть можно, не напрягает, а главным героям вполне себе сопереживаешь. Историческая канва передана нормально. Большевики конечно выглядят слегка отвратно, но в меру. Гоффман , по его признанию, рисовал образы большевиков по книге Исаака Бабеля "Первая конная", так что получилось вполне адекватно.
Интересное решение иллюстрировать события на фронте концертными номерами в исполнении Оли. Пока поляки наступают - все весело и канканисто. Ну а потом... понятно, вообщем. В итоге, Оля и сама уходит на фронт. Гоффман всегда умел подбирать на главную женскую роль классных актрис, самих по себе символов польской женской сексуальности и с Наташей Урбанской, исполнительницей роли Оли он явно не ошибся. Хороша, пся крев ! А уж в военном френче.. Кстати - это ее дебют в кино.
Было бы странно, если бы под такой суперпроект (а я не упомянул, что это первый польский фильм в 3D ?) не были бы привлечены лучшие польские актеры. И , главное, Даниэль Ольбрыхский, которому поручили сыграть Юзефа Пилсудского. Если честно, получилось не айс. Какой то он вышел деревянный. Богуслав Линда, еще одна польская киноикона, сыграл адъютанта Пилсудского.
Очень хорош Борис Шиц в роли Яна. У меня вообще есть ощущение, что Гоффман снимал фильм не только для поляков , но и для нас. Вот поэтому и был задействован Шиц - стопроцентный поляк, играющий стопроцентного поляка, эдакого мелкого шляхтича, который давно не помещик, но морально именно тот кто нужен. Понятно, что именно ему Гоффман доверил исполнить обязательный для его фильмов номер - бой на саблях. Получилось красиво. Не Кмитец против Володыевского конечно (это вообще запредельная классика), но вполне.
Жаль все таки, что между Россией и Европой до сих пор стоит железный занавес. Ну не могут они так показать русских, чтобы они и для нас были русскими, а не русскими, придуманными поляками. Впрочем, Гоффман, видимо понимая это, нашел отличный способ избежать фальши - главным отрицательным героем - большевистским комиссаром он сделал не русского, а поляка, участника Первой русской революции. Сами же русские - Тухачевский и Ленин у него получились вполне адекватные, не вызывающие отторжения. Хотя можно было бы придраться к Виктору Балабанову, сыгравшему Ленина. Балабанов в последние годы настолько часто играет Молотова, что Ленина он сыграл также, как играет Молотова - сдержанным, неэммоциональным. Зато Александр Хошабаев в роли Тухачевского хорош. Сразу видно - настоящий царский офицер. Или кокаинист или педераст.
Поведение красных показано вполне адекватно. Даже где то комплиментарно. Изнасиловал солдатик служанку в замке, комиссар без лишних вопросов его расстрелял. Приговорили "по беспределу" свои Яна к смерти, комиссар его освободил, нашел председателя военно-полевого суда и без лишних вопросов расстрелял. Очень интересны короткие сцены митингов перед штурмом Варшавы - сначала красноармейцев призывают взять Варшаву и освободить нафиг Европу от капитализма, а потом вылазит товарищ с ооооочень библейскими чертами и начинает рассказывать как будет здорово Варшаву пограбить. Во всех случаях солдаты встречают речи комиссаров бурной , непрекрашающейся овацией. Акценты Гоффман расставил.
Из известных российских актеров в фильме снялись Александр Домогаров в роли кубанского сотника и Ольга Кабо в роли военно-полевой жены комиссара Быковского. Поразила Кабо. Или ее специально состарили или с ней что то не так. Не может женщина в 43 года выглядеть настолько пожилой. Зато Домогаров хорош. Жаль роль маленькая и вообще, жаль, что этот характерный актер практически перестал сниматься. В роли кубанского казака он смотрелся феерично. А уж сцена его появления в момент когда не то дезертиры, не то просто мародеры собрались убивать главного героя обставлена в лучших традициях гоффмановских фильмов по романам Сенкевича. Просто таки запахло "Потопом" (который я смотрел раз пять и, надеюсь, еще раз пять посмотрю).
Сюжет фильма построен по довольно простой схеме - сначала поляки наступают и не понимают нахрена им это, а потом отступают и понимают, что вот раньше война была захватническая, а теперь отечественная и с этого места начинается классический дизель-панк соцреализм. Бывшие австрийские легионеры идут в армию и на раз расшифровывают коды красных, 13ти летний мальчишка уговаривает взять его в армию, скауты пытают остановить атаку красных и гюбнут (видимо отсыл к "соколятам"), ну а Оля в отутюженном френче, с аккуратно спрятанными под фуражку темными локонами сев за пулемет останавливает атаку красных, когда все мужчины разбежались. Да и сцена с назначением Висента Витоса премьер-министром Польши очень в канву ложится. Интересно, что через 10 лет Пилсудский посадит его в тюрьму, через три года после этого он уедет в Чехословакий, а в 1945 за несколько месяцев до смерти войдет в первое просоветской правительство Польши. Вот такие выкрутасы истории.
Два минуса - архаизмы и массовка. Бронеавтомобили и просто автомобили тридцатых слегка режут глаз, ну а массовка в сцене вступления поляков в Киев вообще бездарная. Позвали бы наших, тех кто потом "Белую Гвардию" снял. И то бы лучше вышло.
Резюме - смотреть можно, вполне нормальный исторический фильм. Если беларусским шедеврам последних лет - "Брестской крепости" и "Человек Войны" можно смело ставить 5 баллов, а нашим как бы историческим "1612" и "Слуга государев" твердую двойку, то "Варшавская битва. 1920" вполне тянет на четверку.
Хотя, лучше "Потопа" у Гоффмана ничего нет. Вот там да - 5 с двумя плюсами было.
"Варшавская битва, 1920" (Польша, 2011)
-
Да, мы такие...
Интересно, мы вообще способны искренне сопереживать ? Умер Александр Масляков. В Топе нет ни одного теплого панегрика, за то есть несколько постов…
-
Очень многодетный Дуров или как России обойтись без "зарубежных специалистов"
Сегодня Павел Дуров сделал важное заявление. Он рассказал, что 15 лет назад стал донором спермы. Насдавал ее столько, что, несмотря на то, что уже…
-
Министр Обороны Белоусов
Думаю, и это общее место, что последней каплей стало "дело Иванова" - эдакая история с "колье Антуанетты" нашего времени. Десятки миллионов…
Journal information