Собрание разностей (cpp2010) wrote,
Собрание разностей
cpp2010

Categories:

Летающие лодки - дальнемагистральные авиалайнеры. Часть 1. США.

В предвоенный период дальние летающие лодки в США эксплуатировала крупнейшая авиакомпания того времени Pan American Airways, которая фактически стала зачинателем дальних трансокеанских сообщений. Первоначально лодки эксплуатировали на рейсах, соединяющих США и страны Карибского бассейна, затем, по мере роста дальности полета, в сферу интересов PanAm вошли Бразилия, линия США-Китай через острова Тихого океана и, наконец, полеты через Атлантику. Это произошло в 1938 году. Уже во время войны на трансатлантическую линию Нью-Йорк - Ирландия вышла авиакомпания American Overseas (ее в 1950 году приобрела PanAm).

Из обилия печатной рекламной продукции, кадров кинохроники и другого информационного шума складывается ощущение, что лодок этих было много, разных марок и они летели через океаны буквально косяками. Но это не так.

Первой большой магистральной летающей лодкой можно считать Sikorski S-40, вместимостью 38 пассажиров, которая вышла на линии 19 ноября 1931 года, когда первый из трех построенных экземпляров этого самолета совершил полет из Майами в Зону Панамского канала под управлением Чарльза Линдберга.  PanAm приняла за правило называть свои летающие лодки "Клипперами", так что эти три лодки S-40 стали называться "Карибский клиппер", "Американский клиппер" и "Южный клиппер".




 

Самолеты летали на линиях 10 лет до начала Второй мировой войны, после чего "отправились на военную службу" в качестве учебных для подготовки пилотов четырехмоторных бомбардировщиков. 
S-40 имел длину 23,4 метра, размах крыльев 34,8 м., 4 мотора Pratt&Whitney Hornet мощностью 525 л.с. несли эту лодку необычной формы со скоростью 217 км/ч на расстояние до 1408 км. 

 

Пассажиры располагались в комфортабельных салонах, дизайн которых по преданию приснился Сикорскому во сне. Если рейс был ночным, то сидячие места превращались в спальные


Во время полета 19 ноября 1931 года Сикорский и Линдберг на пару мечтали о еще большей лодке, способной перелетать океаны. Их мечты нашли отклик в практичном сердце молодого президента PanAm Хуана Триппе и он предложил Сикорскому создать летающую лодку с вместимостью аналогичной S-40, но способной лететь непрерывно 4000 километров против ветра силой в 20 миль в час. Выполнение этого условия позволило бы летать из Ирландии в Лабрадор, то есть пересекать Атлантику по кратчайшему маршруту. Можно только поражаться его прогрессивному мышлению. Ведь только за три года до этого разговора самолет впервые долетел из Европы (Дублин) до Америки и всего за год до первого коммерческого полета S-40 самолет впервые долетел из континентальной Европ до Америки. Во время подобных попыток все еще гибли пилоты, а Триппе предлагал начать возить пассажиров. 
Вообщем, 30 марта 1934 года в воздух впервые поднялся Sikorski S-42. У нее был более компактный фюзеляж длиной чуть более 20 метров, но размах крыльев вырос до 36 метров. На борт S-42 брала 37 пассажиров, в ночных рейсах до 18. Четыре мотора Pratt&Whitney Hornet мощностью 660 л.с. обеспечивали скорость 300 км/ч и дальность 3 088 км. 
6 июля 1937 года Pan Am Clipper III начал инаугарционный полет по маршруту Лабрадор-Ирландия. В тот же день на встрече ему отправилась английская лодка Short Empire авиакомпании BOAC. За этим первым перелетом планировалось начать регулярные пассажирские авиаперевозки (в почтовых в это время доминировали немцы), но оказалось, что ни S-40, ни Empire неспособны летать через Атлантику полной коммерческой нагрузкой. Летевший пустым Empire плюхнулся в бухту Ботвуда с практически сухими баками. Поэтому, организация регулярных пассажирских авиаперевозок через Атлантику была отложена до появления более мощных авиалайнеров.
Что интересно - тема не рекордных, а регулярных перелетов через Атлантику на самолетах (на дирижаблях в то время это уже было довольно обыденным делом. Правда ровно до тех пор пока не сгорел "Гинденбург"). На экраны США в 1937 году даже вышел научно-фантастический фильм "Atlantic Airways Flying Boat", действия которого происходили на борту громадной шестимоторной летающей лодки, несущейся через Атлантику, пассажиру которой располагались в отдельных каютах. 
Больше S-42 на трансатлантические линии не выходили, летая в Южной Америке и Карибском море и чуть позже в Тихом океане. Три самолета были потеряны до конца Второй мировой войны,когда закончилась их эксплуатация. 

Рекламный проспект путешествия из Майами в Рио-де-Жанейро на S-42.

11 ноября 1938 года над бухтой столицы Восточного (Американского) Самоа взорвался "Самоанский клиппер", пассажиров на борту не было, но экипаж погиб. Затем в 1943 году еще один самолет сгорел в Манаусе, Бразилия и 8 августа 1944 года в бухте Порт-о-Пренс, Гаити на взлете потерпел аварию еще один самолет, погибло 17 из 26 пассажиров. Экипаж в полном составе уцелел.
Через некоторое время после заказа S-42 Хуан Триппе заказал подобную лодку у Глена Мартина, владельца компании "Мартин". Martin M-130 полетел 30 декабря 1934 года. М-130 изначально затачивался под почтовые и пассажирские перевозки между США и странами Азии. Всего было построено три самолета - "Гавайский Клиппер". "Филиппинский Клиппер" и "Китайский клиппер". 

M-130 был значительно крупнее S-42. Длина корпуса составляла 28 метров, размах крыльев 40 метров, самолет был оснащен моторами Pratt&Whitney Twin Wasp мощностью до 950 л.с., дальность составляла громадные для того времени 5 150 км. Максимальная скорость 290 км/ч. На борт самолет брал 9 членов экипажа и 36 пассажиров (18 на ночных рейсах). 
Уже 22 ноября 1935 года "Китайский Клиппер" отправился в первый транстихоокеанский рейс с грузом почты. 14 октября 1936 года "Филлипинский Клиппер" вылетел из США в Гонконг, а через неделю "Гавайский Клиппер" полетел в Манилу. Это был самый дальний маршрут американских авиакомпаний в то время. Полет из Аламеды, Калифорния в Манилу и обратно занимал две недели. 
В июле 1938 года "Гавайский Клиппер" пропал где то между Гуамом и Манилой. После начала войны оставшиеся два M-130 начали выполнять перевозки в интересах военного командования. "Филиппинский Клиппер" разбился в Сан-Франциско в июле 1943, а "Китайски" в Тринидад-и-Тобаго 8 января 1945 года. В обеих случаях выживших не было.
Как я уже писал выше, на транстихоокеанских линиях использовались и S-42. О том как проходил подобный рейс есть хороший документальный фильм, здорово показывающий быстрый прогресс пассажирских авиаперевозок в середине 30х годов.

За время войны американцы потеряли три таких самолета. После войны оставшиеся были возвращены Pan Am, а три английских эксплуатировались до 1948 года после чего были проданы на металлолом. Таже судьба ждала и оставшиеся 6 американских. Из порезали на металл в 1950. В октябре 1945 года American Overseas Airways начала трансатлантические полеты на DC-4, а там и Lockheed Constellation были на подходе. Летающие же лодки были намного менее экономичные и трудные в эксплуатации. Сами пилоты этих лодок были рады пересаживаться на Дугласы и Локхиды. 

Последней дальнемагистральной летающей лодкой, производившейся в США стала Sikorski VS-44, построенная изначально как морской патрульный бомардировщик XPBS-1, проигравший конкуренцию Consolidated PB2Y Coronado. Первый взлет последняя лодка Сикорского совершила 13 августа 1937 года. Хотя серийно для нужд ВМФ эти лодки не строились, сам прототип был выкуплен ВМФ и эксплуатировался в качестве транспортного самолета до 30 июня 1942 года, когда разбилась во время посадки на базе ВМФ в Аламеда, Калифорния с адмиралом Нимицем на борту. Сам адмирал не пострадал, погиб только один из членов экипажа.
А дальше произошла вот такая история. В 1940 году компания Сикорского слилась с компанией Vought, частью корпорации United Aircraft и появилась надежда, что удастся вернуть контракты Pan Am, логика была простая - S-40 и S-42 старели и надо их заменять, а почему бы их не заменить на новые лодки Сикорского ? На основе неудачливого бомбардировщика была построена лодка Sikorski VS-44. "Боинги" были больше, летали быстрее, но у VS-44 было достоинство - фантастическая дальность полета - 6100 км., кроме того, по комфорту новые лодки превосходили Клипперы Боинга. Пассажиры располагались в них в отдельных каютах с кондиционерами и могли спать на кроватях нормального, гостиничного размера во время всего беспосадочного перелета из Нью-Йорка до Лиссабона длительностью 20,5 часов (для примера - сейчас самый длинный в мире маршрут это Нью-Арк - Сингапур. Его длительность 18,5 часов). На дневных рейсах самолет брал на борт традиционные для лодок Сикорского 40 пассажиров, а на ночные не менее традиционные 16.


Недавно созданная авиакомпания American Overseas  заказала три таких авиалайнера.
13 февраля 1942 года начались регулярные полеты в ирландский Фойнс. Одна из лодок разбилась через несколько месяцев в Ботвуде, на Лабрадоре. 11 из 37 человек, находившихся на борту погибли. Остальные две благополучно пережили войну.. Один из VS-44 восстановлен и находится в музее. для компании Sikorski проект VS-44 себя не окупил.
Суммируем. За 11 лет, с 1931 по 1942 годы на дальне авиалинии было выпущено 32 больших американских летающих лодки - 17 Sikorski, 12 Boeing и 3 Martin. Из них разбилось 10 - 3 S-42, 1 VS-44, все три Мартина M-130 и 3 Boeing 314
Tags: авиация, история
Subscribe
promo cpp2010 december 25, 2012 00:40 6
Buy for 30 tokens
Две недели назад в Нью-Йорке, на стадионе "Медисон Сквер Гарден" состоялся благотворительный концерт, посвященный сбору пожертвований для пострадавших от урагана Сенди, накрывшего штаты Северо-Запада США, а также острова Карибского моря в октябре этого года. Сенди стал самым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments