North American B-25 Mitchell.
Снимок сделан форматной камерой на пленку Kodachrome формата 4" х 5" Марком Шервудом из Офиса Военной информации.
"Митчеллы" стали самым массовым средним бомбардировщиком США. Всего выпущено 9 984 экземпляра. На активной службе самолеты этой марки оставались до 1979 когда был списан последний такой бомбардировщик индонезийских ВВС. Самолет поставлялся в СССР по ленд-лизу и широко использовался в АДД (Авиации Дальнего действия) - по количеству вылетов в последний год войны Б-25 примерно сравнялись с Ил-4 и превосходили третий самолет АДД Ли-2.
Два эпизода из истории Б-25 наиболее известны - Рейд на Токио группы подполковника Дуллитла 18 Апреля 1945 года во время которого американские самолеты впервые бомбили территорию Японии. Это был единственный случай боевого применения двухмоторных самолетов с авианосцев.
И столкновения с Эмпайр Стейт Билдинг 28 июля 1945 год, когда в густом тумане выполнявший курьерскую миссию Б-25 впечатался в 79 этаж небоскреба. Погиб экипаж и 11 работниц
С этой катастрофой связана одна из самых удивительных историй спасения. Как известно из фильмов про "Бель эпок" и "Роариг твентис" в крутых американских отелях и бизнес-центрах в лифтах посетители не сами кнопки жали, а это делали специальные операторы, эдакие бои в цилиндрических шапочках. Во время войны бои были на фронте, поэтому в лифтах пассажиров обслуживали девушки. Одной из таких операторов лифта в "Эмпайр Стейт Билдинг" была 20ти летняя Бетти Лу Оливер.
Фотография начала 70х.
В момент столкновения она была, покинув свой пост, находилась рядом с офисом Национального Католического совета, куда собственно Б-25 и врезался. При столкновении погибло 11 работников Совета, а Бетти Лу получила серьезные ожоги. С трудом добравшись до лифта , она повернула переключатель на первый этаж, но вскоре после начала движения оборвался трос и лифт упал вниз на 75 этажей. Невероятно, но Бетти Лу и после этого осталась жива, хотя провела потом 6 месяцев на больничной койке. Впоследствии она работала инспектором по безопасности лифтов. Случай этот вошел в Книгу рекордов Гиннеса и стал обязательным кодом для многих американских литературных произведений и кинофильмов. Достаточно вспомнить "Отель" Артура Хейли и культовый боевик "Охотники за головами" с Мики Рурком, Кирой Найтли и Кристофером Уокеном.
Успех Б-25 был предрешен хотя бы тем, что его разработкой занимался главный конструктор компании Джон Леланд "Ли" Этвуд (1904-1999), создатель таких авиа-икон как Douglas DC-3, "Мустанг", "Тексан" и "Сейбр". Практически все к чему он прикладывал руку выпускалось массовыми сериями и служило значительно дольше предполагаемых сроков. Всего он проработал в North American и North American Rockwell 44 года, пройдя путь от зам главного конструктора до президента и председателя совета директоров.
Journal information