Итак, решил по лучшие разобраться в теме. Вот наткнулся на интересную ссылку:
Средства и методы ведения морской войны
Попробуем разобрать текст по абзацам, привязав описываемые ситуации к нынешнему конфликту в Восточном Средиземноморье (оффтоп: помните, что означал этот термин в одной из книг Василия Аксенова ?). Купюр не будет.
Театр морской войны может включать в себя, за определенными изъятиями, территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ним. Однако ведение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в данной войне. Морские силы воюющих составляет военный флот, в который, в частности, входят военные корабли всех классов и типов (подводные и надводные), а также вспомогательные суда, военные самолеты и иные летательные аппараты авиации военного флота, торговые суда, переоборудованные в военные корабли и отвечающие требованиям об обращении торговых судов в суда военные, закрепленным в VII Гаагской конвенции 1907 года.
Израиль находится в состоянии войны с Турцией или Ирландией ? Может ли неспособность некоего государства контроллировать собственную территорию восприниматься как законный повод объявить о состоянии войны в некоем регионе ?
От переоборудования торговых судов в военные корабли следует отличать вооружение торговых судов в военное время. Последнее делается в целях самозащиты и не влечет за собой превращения торгового судна в военное, что означает отсутствие у такого судна права вести военные действия.
Корабли "Флотилии Мира" были вооружены ?
Одним из методов ведения войны на море является военно-морская блокада, под которой понимается система не запрещенных современным международным правом насильственных действий военно-морских сил воюющего государства, направленных на преграждение доступа с моря к берегу, находящемуся во власти противника или им занятому.
Отлично ! Однако - не все так просто. В мире Сектор Газа официально считается оккупированной Израилем территорией. В самом Израиле со статусом Газы были постоянные проблемы. То 1959 года Газа была единственной арабской территорией Палестины на которой на самом деле действовали палестинские власти. Потом египтяне правительство распустили, но в состав Египта она не вошла. До 1967 Египет оккупировал Газу, но никакого официального статуса она не имела. Не имела она его в и в дальшнейшем вплоть до 1994 года, когда вошла в состав Палестинской национальной автономии. В 2005 Израиль вывел войска и поселенцев из Сектора Газа, но сохранил контроль за границами и воздушным пространством. Ну а затем там начались известные события. И вот что интересно - в Октябре 2007 г. Израиль фактически признал независимость Сектора Газа, объявили его «враждебным государственным образованием». Это было очень удобно, потому что теперь стало возможно относится к нему не как к собственной мятежной территории, а как к враждебному государству. Таким образом получилась интересная ситуация : с точки зрения Израиля он имеет дело с враждебным государством, а с точки зрения всего остального мира с собственной оккупированной территорией.
Согласно общепринятым нормам международного права, блокада должна быть действительной и эффективной, то есть должна реально препятствовать доступу к неприятельскому побережью. Блокирующее государство или действующие от его имени морские власти должны сделать объявление о блокаде с указанием даты начала блокады, географических границ блокируемого побережья, срока, даваемого судам нейтральных и других невоюющих государств для выхода из блокируемого района. Власти блокируемого побережья или порта должны известить иностранных консулов о блокаде данного района. Блокада применяется в блокируемом районе одинаково к судам всех флагов. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим государством, захватом блокируемого района противником или с разгромом блокирующих сил.
Что имеем ? Израиль действительно объявлял блокаду побережья. Но насколько это объявление правомочно ? есть международно признанные территориальные воды Израиля, есть территориальные воды Газы, за которые Израиль несет ответственность. О какой блокаде может вообще идти речь, это просто какое то масло маслянное получается.
Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что соблюдение приведенных выше формальностей само по себе не делает блокаду правомерной. В современных условиях блокада считается правомерной, если она предпринимается в связи с реализацией права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. К морской блокаде, согласно Уставу, вправе прибегнуть Совет Безопасности ООН, если это необходимо для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Как известно Совет Безопасности призвал снять блокаду с Газы. Следовательно , с точки зрения международного права блокада незаконна. Также никто не признал Газу государством (кроме Израиля), следовательно все эти положения о войне на море между враждующими державами с точки зрения мирового сообщества пустой звук.
Военно-морская блокада, осуществляемая агрессором, составляет как таковая акт агрессии.
Тут без бутылки не разберешься кто агрессор, кто жертва.
Преднамеренное нарушение блокады влечет за собой конфискацию судна и его груза. Захват судов может осуществляться по отношению не только к неприятельским, но и к судам нейтральных государств, если они нарушают блокаду или перевозят предметы и грузы, отнесенные воюющей стороной к военной контрабанде. Под военной контрабандой понимаются предметы и вещи, которые во время войны поставляются противнику морским путем нейтральной страной или ее гражданами вопреки ее нейтральному статусу. В начале войны воюющие государства опубликовывают списки предметов, относимые ими к военной контрабанде, которая делится на прямую (предметы, прямо предназначенные для военных целей:
вооружение, боеприпасы, снаряжение и т. п.) и косвенную (предметы, которые в равной мере могут служить как для военных, так и для мирных надобностей). Первая подлежит захвату в любом случае, вторая - только если установлено, что она предназначена вооруженным силам или военному управлению противника. Выявление контрабанды производится путем осмотра судовых документов офицерами военного корабля. Конфискация судна, уличенного в провозе контрабандного груза, может иметь место, если этот груз по стоимости, объему, весу и цене фрахта составляет более половины всего перевозимого груза.
Вот тут вроде как все складывается в пользу Израиля. Ибо нигде не сказано (пока) где можно суда ловить. Но есть вопросы - проводился ли в открытом море осмотр кораблей флотскими офицерами, был ли опубликован список военной контрабанды ?
Согласно Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года, возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват нейтральных судов за нарушение блокады может быть осуществлен лишь в районе действия военных судов, на которые возложено обеспечение блокады. Судно, признанное виновным в нарушении блокады, конфискуется. Конфискуется и его груз, если только не доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производившее, не знало и не могло знать о намерении нарушить блокаду.
А вот и конкретика о месте и времени захвата появилась. Еще 101 год назад было принято, что захвачивать суда можно только за нарушение морской блокады. Нахождение же в 55 милях от зоны блокады никак нарушением считаться не может. Я так думаю.
XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 года предусматривает абсолютную неприкосновенность госпитальных судов, везущих больных и раненых и отмеченных определенной эмблемой, и судов-картелей, перевозящих парламентеров. Не подлежат также захвату, за исключением случаев нарушения ими установленной должным образом морской блокады, почтовые суда, прибрежные рыболовные суда, а также суда, выполняющие научные, религиозные и филантропические функции.
Я полагаю все таки, что доставка гуманитарных грузов подпадает под характеристику "филантропические функции". Завтра вот Израиль объявит о том, что зубная паста - военная контрабанда и что ?
Согласно Парижской декларации 1856 года, неприятельский груз не может быть захвачен, если он находится на нейтральном судне (за исключением военной контрабанды), а груз нейтрального государства не может быть предметом захвата (за исключением военной контрабанды), даже если он транспортируется неприятельским
судном.
Остается вопрос военной контрабанды и правомочности относения к ней цемента и медикаментов.
Оставшаяся часть текста по ссылке никакого отношения к ситуации не имеет.
Так как защитники действий Израиля все больше ссылаются на Лондонскую декларацию 1909 года, то в третьей части этого поста попробую разобраться и с ней. К сожалению, не нашел ее текста на русском , поэтому придется потратить время на перевод.
Journal information