Давайте разберемся со складывающейся ситуацией. Она довольно интересна и сложна.
Что такое Embraer ? Это третья по объемам производства авиастроительная корпорация в мире после Boeing и Airbus. Около 17 000 работников, объем производства за прошлый год - 5,5 миллиардов долларов, чистая прибыль - четверть миллиарда долларов. Объем заказов на конец года составлял 16,6 миллиарда долларов. Мировой кризис довольно серьезно их накрыл. За год до того текущий портфель заказов превышал 21 миллиард долларов. Однако несмотря на кризис объемы поставок гражданских самолетов только растет - в 2007 заказчикам было передано 169 единиц, в 2008 - 204, в 2009 - 244, на этот год уже есть заказы на 265 гражданских коммерческих самолетов (кроме того поставляются военные самолеты, сельскохозяйственная и бизнес-авиация).
Что такое "бразильские авиалайнеры вместимостью около 50 человек" ? Это семейство региональных авиалайнеров Embraer ERJ 135/140/145. Вместимость ERJ 135 - 37 человек, ERJ 140 - 44 и ERJ 145 - 50. Модель ERJ 140 была разработана специально для американского рынка и имеет те же размеры что и ERJ 145 , но уменьшенную вместимость и меньшее количество дверей. Первые полеты самолетов этого семейства состоялись с 1995 по 1999г. Стоимость колеблется в пределах 15-20 миллионов долларов за штуку. Модель ERJ 135, формально оставаясь в серии, но Embraer уже года 4 как не имеет на нее заказов от гражданских заказчиков. Таким образом ERJ 145 в настоящее время - основной экспортный региональный авиалайнер Бразилии. В

Надо отметить невероятно низкие расходы на разработку самолета - всего 45 миллионов долларов. Что примерно в 25 раз меньше чем пресловутый "Роснасос" - Суперджет.
В чем состоит уникальность самолетов этого семейства ? Во первых это единственные серийно выпускаемые раективные региональные авиалайнеры. Все их конкуренты - Бомбардье, ATR и "Антонов" выпускают турбовинтовые самолеты. Во вторых противоестественная надежность. За 10 с лишним лет интенсивнейшей эксплуатации в авариях потеряно всего 3 самолета (из тысячи ста произведенных ). Не потеряна ни одна человеческая жизнь. Показательна история лобового столкновения 29 сентября 2006 года ERJ 135 c Boeing 737. Все находившиеся на борту Боинга пассажиры и члены экипажа погибли, а поврежденный Эмбраер совершил посадку без половины крыла и части хвостового оперения и после ремонта продолжил эксплуатацию.
Выгодно ли производство ERJ 135/140/145 в России самим бразильцам ? Безусловно да. Так как, как сказано выше, заказывать самолеты этого семейства практически прекратили, тогда как рынок стран СНГ в настоящее время требует десятки самолетов в год (в среднем 20-30). Причем острота вопроса такова, что , как мне кажется , ни о каком "совместном производстве" речь идти уже не будет - будет просто отверточная сборка из бразильских комплектующих, возможно - со временем будут ставить наши моторы. "Совместное производство" - это время, которого давно уже нет. Переходим к следующей теме.

И вот недавно Медведев заикнулся о неэффективности всех госкорпораций и предложил их аннигилировать. Товарищи по партии конечно ему место указали, им и самим понятно, что эффективность ниже нуля, но делать то что то надо. Развернуть производство собственных самолетов они не могут, закупать за рубежом стыдно - делать это - подтверждать правоту Медведева, а вот лицензионное произвство - это почти то что надо. Во первых - производство будет осуществляться на нашей производственной базе, во вторых - закупки всего чего надо и не надо будут осуществлены за рубежом (слава откатам ! - Бразилия тоже страна с недавно начавшей развиваться экономикой - все всё понимают) в третьих всегда можно напеть, что это не бразильский авиалайнер, а наш, разработанный в кооперации в бразильцами (ну это как Суперджет в котором наше дай бог коврики на входе) и что он создан при поддержке Партия Единая Россия.
Прим. : Самолет на верхнем снимке - ERJ 145, на нижнем - ERJ 135.
Journal information