Как и где искать в архивах своих предков? Об этом Часть 2.
Я буду говорить на своем примере, о том что сам проходил, поэтому кто то наверное сможет добавить. Работал с двумя архивами Рязанским и Владимирским, порядки похожие, наверное везде примерно так же.
1 вариант - нанять человека, который за вас сделает всю работу. У меня была проблема в поисках и мне порекомендовали сотрудницу архива, вроде договорились, потом куда то пропала, потом ву нее отпуск. Договорился с другим человеком, который предложил свои услуги на сайте. Он мне все раскопал можно сказать по двум поколениям. Взял с меня 9 тыс. руб., и дальше я снова стал заниматься сам. Вот такой мой небольшой опыт платных услуг. Это в Рязани было. Тут есть минус в том, что главные вехи этого исследования я все равно потом перепроверил, потому что ошибиться тут нельзя.
2 вариант - работать в архиве самому. На это конечно нужно время, но это очень интересное занятие.

На руки выдают здоровенные фолианты, пожелтевшие и обтрепанные, которые несколько сотен лет назад писал пером при свече какой то писарь.
Чем дальше по времени, тем толще и шершавее бумага, тем труднее понять, что там написано, но когда разберешь получаешь настоящее удовольствие.
Но вернемся к началу. Сначала надо звонить заведующему читальный залом архива и договариваться с ним о посещении чит. зала. Как правило, вас запишут на какой то день через месяц - два, потому что они перегружены. После первого раза все пойдет проще, хоть через день. У них есть каталоги, но сделаны очень не понятно, многие из них еще довоенные. Я в интернете нашел труд по рязанскому архиву, автор Оленев М.Б., где есть перечень нужных документов по годам и местности.
О метрических книгах и как в них искать упомянуто в 1 части. Вот пример записей в метрической книге, часть вторая, "бракосочетавшиеся".

С правой стороны еще приписаны свидетели, по двое от жениха и невесты.
В первой части метрической книги, "рожденые" с правой стороны есть тоже дополнительная информация, потому что восприемниками при крещении (по нашему крестные родители) часто были родственники.

Кстати, поскольку священник давал имена по святкам, в одной деревне может оказаться не один человек с одной и той же датой рождения и именем, это надо учитывать. А вот метрическая книга 1741 г, часть 1, попробуйте что понять.

Но, действительно, в архивах, особенно на территориях где была война, многие документы отсутствуют.
Есть еще один важный вид документов - ревизские сказки. Проще переписи населения, которые делались в основном для сбора налогов. Этот порядок был заведен Петром 1, и всего их было 10. Это 1-я, 2-я и затем по годам 1762, 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1850, 1858 годы, плюс минус год по разным регионам. В них не только состав семьи, возраст и родственные связи, время и причины убытия на момент переписи, но и данные предыдущей переписи.
Хотя фамилий тогда не было, ошибиться не возможно сравнивая две ревизские сказки.

Если кто читал Часть 1, там был 18-и летний жених (в 1899 г) Семен Ульянович, так вот 11,5 летний Ульян, четвертый сын Афанасия Гаврилова (Гаврилов - не фамилия, а имя отца) и есть его пока еще малолетний отец. Это сказка 1858 года (10 ревизия). А вот та же семья по 8 ревизской сказке 1834 г.
Здесь еще жив их ( и мой ) предок Гаврила Ильин, первого сына которого "отдан в рекруты" в 1820 г. Хотя я намеренно пропустил 9 сказку, ошибиться тут не возможно.
Если ваша фамилия образована от имени, то где то на рубеже 1800 г. может встретиться ваш предок с таким именем и это будет косвенным подтверждением того, что вы не ошиблись. У меня так и вышло и это порадовало, потому что такое имя редкое в этих местах.
Такие переписи позволяют от переписи до переписи отслеживать изменение семьи. Если эти переписи сохранились, трудно найти лучший источник информации.
Мне с переписями повезло, по моему селу они почти все сохранились. Вообще, переписи с 1 по 3 считаются уже древними документами и хранятся в Москве в РГАДА - Российский государственный архив древних актов. Но в рязанском архиве есть судя по всему уже более поздняя копия 3-й переписи по моей местности. В РГАДА еще предстоит мне с ездить.
Достаточно древние документы не так просто понять, мало того что само состояние ветхое, изменилось и начертание букв и стиль изложения. Вот, например,текст 1762 года (это год коронации императрицы Екатерины II ) из 3-й ревизии.

А вот мой перевод.
1762 года ведомства коллегии экономии бывой вотчины кирилова монастыря Белоезерского пронского уезда каменского стану села Чулкова староста Фирс Нефедьев выборной Харитон Федоров да выселки Савина кря (?) староста Иван Марков после публикованного в прошлом 1761 году декабря 20 дня правительствующего сената указу дали сию скаску о положенных в том селе Члкове и в той выселки по последней 1747 года ревизии в подушном окладе и с того числа разных случаями убылых и после того вновь рожденных ------- по самой истине без всякой утайки а буде впредь кем обличены явимся в том повинны будем положенного по указам ------- штрафа без всякого милосердия
Вот так вот, без знаков препинания, заглавных букв и нет половины пробелов, к тому буквы пишутся по другому, но потом привыкаешь и ничего.
Короче, ревизские сказки нужно искать в первую очередь в период до 1860 года. Вместе с метрическими книгами информации будет достаточно.
Была и настоящая перепись уже в 1900 году, но по моим деревням и во Владимирской и в Рязанском архиве ничего не сохранилось.
Кроме этих, на мой взгляд, основных документов существуют еще возможности. О них и порядке работы с документами в Части 3.
Я буду говорить на своем примере, о том что сам проходил, поэтому кто то наверное сможет добавить. Работал с двумя архивами Рязанским и Владимирским, порядки похожие, наверное везде примерно так же.
1 вариант - нанять человека, который за вас сделает всю работу. У меня была проблема в поисках и мне порекомендовали сотрудницу архива, вроде договорились, потом куда то пропала, потом ву нее отпуск. Договорился с другим человеком, который предложил свои услуги на сайте. Он мне все раскопал можно сказать по двум поколениям. Взял с меня 9 тыс. руб., и дальше я снова стал заниматься сам. Вот такой мой небольшой опыт платных услуг. Это в Рязани было. Тут есть минус в том, что главные вехи этого исследования я все равно потом перепроверил, потому что ошибиться тут нельзя.
2 вариант - работать в архиве самому. На это конечно нужно время, но это очень интересное занятие.

На руки выдают здоровенные фолианты, пожелтевшие и обтрепанные, которые несколько сотен лет назад писал пером при свече какой то писарь.
Чем дальше по времени, тем толще и шершавее бумага, тем труднее понять, что там написано, но когда разберешь получаешь настоящее удовольствие.
Но вернемся к началу. Сначала надо звонить заведующему читальный залом архива и договариваться с ним о посещении чит. зала. Как правило, вас запишут на какой то день через месяц - два, потому что они перегружены. После первого раза все пойдет проще, хоть через день. У них есть каталоги, но сделаны очень не понятно, многие из них еще довоенные. Я в интернете нашел труд по рязанскому архиву, автор Оленев М.Б., где есть перечень нужных документов по годам и местности.
О метрических книгах и как в них искать упомянуто в 1 части. Вот пример записей в метрической книге, часть вторая, "бракосочетавшиеся".

С правой стороны еще приписаны свидетели, по двое от жениха и невесты.
В первой части метрической книги, "рожденые" с правой стороны есть тоже дополнительная информация, потому что восприемниками при крещении (по нашему крестные родители) часто были родственники.

Кстати, поскольку священник давал имена по святкам, в одной деревне может оказаться не один человек с одной и той же датой рождения и именем, это надо учитывать. А вот метрическая книга 1741 г, часть 1, попробуйте что понять.

Но, действительно, в архивах, особенно на территориях где была война, многие документы отсутствуют.
Есть еще один важный вид документов - ревизские сказки. Проще переписи населения, которые делались в основном для сбора налогов. Этот порядок был заведен Петром 1, и всего их было 10. Это 1-я, 2-я и затем по годам 1762, 1782, 1795, 1811, 1816, 1834, 1850, 1858 годы, плюс минус год по разным регионам. В них не только состав семьи, возраст и родственные связи, время и причины убытия на момент переписи, но и данные предыдущей переписи.
Хотя фамилий тогда не было, ошибиться не возможно сравнивая две ревизские сказки.

Если кто читал Часть 1, там был 18-и летний жених (в 1899 г) Семен Ульянович, так вот 11,5 летний Ульян, четвертый сын Афанасия Гаврилова (Гаврилов - не фамилия, а имя отца) и есть его пока еще малолетний отец. Это сказка 1858 года (10 ревизия). А вот та же семья по 8 ревизской сказке 1834 г.

Если ваша фамилия образована от имени, то где то на рубеже 1800 г. может встретиться ваш предок с таким именем и это будет косвенным подтверждением того, что вы не ошиблись. У меня так и вышло и это порадовало, потому что такое имя редкое в этих местах.
Такие переписи позволяют от переписи до переписи отслеживать изменение семьи. Если эти переписи сохранились, трудно найти лучший источник информации.
Мне с переписями повезло, по моему селу они почти все сохранились. Вообще, переписи с 1 по 3 считаются уже древними документами и хранятся в Москве в РГАДА - Российский государственный архив древних актов. Но в рязанском архиве есть судя по всему уже более поздняя копия 3-й переписи по моей местности. В РГАДА еще предстоит мне с ездить.
Достаточно древние документы не так просто понять, мало того что само состояние ветхое, изменилось и начертание букв и стиль изложения. Вот, например,текст 1762 года (это год коронации императрицы Екатерины II ) из 3-й ревизии.

А вот мой перевод.
1762 года ведомства коллегии экономии бывой вотчины кирилова монастыря Белоезерского пронского уезда каменского стану села Чулкова староста Фирс Нефедьев выборной Харитон Федоров да выселки Савина кря (?) староста Иван Марков после публикованного в прошлом 1761 году декабря 20 дня правительствующего сената указу дали сию скаску о положенных в том селе Члкове и в той выселки по последней 1747 года ревизии в подушном окладе и с того числа разных случаями убылых и после того вновь рожденных ------- по самой истине без всякой утайки а буде впредь кем обличены явимся в том повинны будем положенного по указам ------- штрафа без всякого милосердия
Вот так вот, без знаков препинания, заглавных букв и нет половины пробелов, к тому буквы пишутся по другому, но потом привыкаешь и ничего.
Короче, ревизские сказки нужно искать в первую очередь в период до 1860 года. Вместе с метрическими книгами информации будет достаточно.
Была и настоящая перепись уже в 1900 году, но по моим деревням и во Владимирской и в Рязанском архиве ничего не сохранилось.
Кроме этих, на мой взгляд, основных документов существуют еще возможности. О них и порядке работы с документами в Части 3.
Journal information