Пейзажная фотография – невероятно красивый жанр фотосъемки. Однако снять живописный вид далеко не так просто, как может показаться. Сегодня мы делимся с вами интервью с мастером пейзажной фотографии и очень разносторонним человеком – Даниилом Коржоновым. По образованию он физик, по призванию – художник, по профессии – журналист, а по роду деятельности – путешественник. Даниил рассказал нам о своих любимых местах, о выигрышных композиционных приемах и многом другом, что может пригодиться тем, кто только начинает свой пусть в жанре пейзажной съемки.
- Даниил, когда вы видите красивый пейзаж, что вы испытываете?
- Конечно, чувство прекрасного! Иногда просто стоишь, балдеешь под миллиардом звёзд, а потом рождается идея эти чудеса людям показать, чтобы у них мотивация сдвинуться с места появилась. Млечного пути ведь в городе не видно…. Вряд ли мой подход к съёмке можно назвать «точным расчётом», скорее, мимолётным впечатлением, выхваченным из реальности.
- Расскажите, как вы выбираете места для съёмок?
- Смотрю галереи в интернете, читаю журналы. Что-то осталось с детства, как мечта – холмы Италии, «Дети капитана Гранта». Много можно назвать книг, картинок, которые сформировали моё отношение к миру. Люблю в первую очередь нашу страну, но и по миру поездить хочется.
Здесь может показаться, что всё уже снято-переснято, но нет – полно мест, где можно найти свой кадр. И есть места, куда хочется возвращаться снова и снова. Наверное, душа там что-то позабыла, или ей просто там хорошо: Байкал, Карелия, Лофотенские острова, Тоскана – мои любимые края.
- Среди ваших работ часто встречаются фотографии, сделанные на рассвете и на закате. Как максимально эффективно использовать этот короткий промежуток времени?
- Во-первых, желательно побывать в этих местах заранее, днём. Поискать композицию, представить, где свет будет. Или приходить намного раньше возможного утреннего фейерверка, чтобы второпях с волосами дыбом не бегать, а спокойно наслаждаться светом и про себя здесь и сейчас не забывать.
Второе – не стоять долго на одном месте. Метаться не нужно, но и один кадр не обязательно сотнями дублей делать. Учитесь снимать технически грамотно меньшим количеством кадров – цифра балует фотографа, но и драгоценное время может отнять. В дальней поездке иногда за всё время свет может быть только в одно утро, но и в таких условиях можно десяток кадров привезти с разного ракурса. Важно лишь знать места и не торопиться, а смотреть и наблюдать.
- Туман – одно из дополнений, которое можно получить при съёмке в раннее время суток. Подскажите, какие особенности съёмки в тумане необходимо учитывать начинающему фотографу?
- Если вы не один, то главное - не потеряться! А то будет как в славном детском мультике - перекличка ежика с лошадкой. А если серьёзно, то туман иногда отлично создаёт тональную перспективу и делает цвета очень нежными и мягкими. Главное - при обработке не потерять этот цвет: сейчас у многих модно «жарить» фотографии, чтобы они попадали в топы, набирали больше лайков.
Не хочется, чтобы пейзажная фотография вышла на уровень раскрасок и стоковых картинок. В ней должен быть бархат, богатство цветов и оттенков, которые проявляются только после длительного просмотра. Туман – как раз тот случай. Он неоднородный, с едва заметными переливами тонов. И лёгкая фактура шума будет лежать на нём как мазки кисти художника.
- Зачастую ваши работы очень тёплые и солнечные. Часто ли вы вручную настраиваете баланс белого или предпочитаете положиться на автоматический режим?
- В обычных случаях доверяю «автомату». При сложном свете (сумерки, ночь, разные источники света в помещении) ставлю нужную температуру 66. Можно просто ставить соответствующий значок в меню баланса белого (тучки-солнышко-лампочка и т.п.). При съёмке панорам всегда ставлю конкретную температуру или пресет (значок).
- Какие композиционные приёмы практически всегда являются выигрышными? Давайте рассмотрим на примере поля, гор и моря?
- В пейзаже классика – это соотнесение большого и малого (человек в кадре с высокими горами или домик на фоне высокой суровой горы), ритмы (хорошо, когда есть переклички между планами), красивые ведущие линии между планами. Интересно, когда есть много гармоничных деталей: например, я люблю выбирать красивый передний план и зачастую уделяю ему даже больше внимания, чем среднему и заднему. Помните, что линии задают настроение. Суровый горный пейзаж в пасмурную погоду? Ищите острые линии, тяжёлые камни, делайте композицию более агрессивной.
А спокойный утренний пейзаж хочется лишить раздражающих деталей, поднять в воздух. При морской съёмке настроение лучше всего передавать также через линии волн.
- Какими объективами вы порекомендуете обзавестись фотографам, которые начинают задумываться о переходе на новый уровень в съёмке пейзажей?
- Меня часто выручает мой 14 мм NIKKOR. Это «дедушка» легендарного 14-24 мм. Да, многие фотографы переходят на Nikon исключительно ради этой линзы. Но есть и аналоги – например, недорогой неавтофокусный Samyang 14 мм под Nikon. А сам я 5 лет снимал панорамы на 17-50 Tamron с Nikon D80, добиваясь охвата, аналогичного 14 мм под ФФ.
Благодарим Даниила Коржонова за интервью, а вам предлагаем задавать свои вопросы Даниилу в комментариях. И не забывайте добавлять наш ЖЖ в друзья, ведь в впереди вас ждет множество интересных материалов.
Обратите внимание на другие наши статьи:
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Байкальский лёд
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Под небом весенней Тосканы
Я | ФОТОГРАФ. Евгений Еремеев. Европейский Стамбул
Я | ФОТОГРАФ. Станислав Савин
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Один день в Венеции
- Даниил, когда вы видите красивый пейзаж, что вы испытываете?
- Конечно, чувство прекрасного! Иногда просто стоишь, балдеешь под миллиардом звёзд, а потом рождается идея эти чудеса людям показать, чтобы у них мотивация сдвинуться с места появилась. Млечного пути ведь в городе не видно…. Вряд ли мой подход к съёмке можно назвать «точным расчётом», скорее, мимолётным впечатлением, выхваченным из реальности.
- Расскажите, как вы выбираете места для съёмок?
- Смотрю галереи в интернете, читаю журналы. Что-то осталось с детства, как мечта – холмы Италии, «Дети капитана Гранта». Много можно назвать книг, картинок, которые сформировали моё отношение к миру. Люблю в первую очередь нашу страну, но и по миру поездить хочется.
Здесь может показаться, что всё уже снято-переснято, но нет – полно мест, где можно найти свой кадр. И есть места, куда хочется возвращаться снова и снова. Наверное, душа там что-то позабыла, или ей просто там хорошо: Байкал, Карелия, Лофотенские острова, Тоскана – мои любимые края.
- Среди ваших работ часто встречаются фотографии, сделанные на рассвете и на закате. Как максимально эффективно использовать этот короткий промежуток времени?
- Во-первых, желательно побывать в этих местах заранее, днём. Поискать композицию, представить, где свет будет. Или приходить намного раньше возможного утреннего фейерверка, чтобы второпях с волосами дыбом не бегать, а спокойно наслаждаться светом и про себя здесь и сейчас не забывать.
Второе – не стоять долго на одном месте. Метаться не нужно, но и один кадр не обязательно сотнями дублей делать. Учитесь снимать технически грамотно меньшим количеством кадров – цифра балует фотографа, но и драгоценное время может отнять. В дальней поездке иногда за всё время свет может быть только в одно утро, но и в таких условиях можно десяток кадров привезти с разного ракурса. Важно лишь знать места и не торопиться, а смотреть и наблюдать.
- Туман – одно из дополнений, которое можно получить при съёмке в раннее время суток. Подскажите, какие особенности съёмки в тумане необходимо учитывать начинающему фотографу?
- Если вы не один, то главное - не потеряться! А то будет как в славном детском мультике - перекличка ежика с лошадкой. А если серьёзно, то туман иногда отлично создаёт тональную перспективу и делает цвета очень нежными и мягкими. Главное - при обработке не потерять этот цвет: сейчас у многих модно «жарить» фотографии, чтобы они попадали в топы, набирали больше лайков.
Не хочется, чтобы пейзажная фотография вышла на уровень раскрасок и стоковых картинок. В ней должен быть бархат, богатство цветов и оттенков, которые проявляются только после длительного просмотра. Туман – как раз тот случай. Он неоднородный, с едва заметными переливами тонов. И лёгкая фактура шума будет лежать на нём как мазки кисти художника.
- Зачастую ваши работы очень тёплые и солнечные. Часто ли вы вручную настраиваете баланс белого или предпочитаете положиться на автоматический режим?
- В обычных случаях доверяю «автомату». При сложном свете (сумерки, ночь, разные источники света в помещении) ставлю нужную температуру 66. Можно просто ставить соответствующий значок в меню баланса белого (тучки-солнышко-лампочка и т.п.). При съёмке панорам всегда ставлю конкретную температуру или пресет (значок).
- Какие композиционные приёмы практически всегда являются выигрышными? Давайте рассмотрим на примере поля, гор и моря?
- В пейзаже классика – это соотнесение большого и малого (человек в кадре с высокими горами или домик на фоне высокой суровой горы), ритмы (хорошо, когда есть переклички между планами), красивые ведущие линии между планами. Интересно, когда есть много гармоничных деталей: например, я люблю выбирать красивый передний план и зачастую уделяю ему даже больше внимания, чем среднему и заднему. Помните, что линии задают настроение. Суровый горный пейзаж в пасмурную погоду? Ищите острые линии, тяжёлые камни, делайте композицию более агрессивной.
А спокойный утренний пейзаж хочется лишить раздражающих деталей, поднять в воздух. При морской съёмке настроение лучше всего передавать также через линии волн.
- Какими объективами вы порекомендуете обзавестись фотографам, которые начинают задумываться о переходе на новый уровень в съёмке пейзажей?
- Меня часто выручает мой 14 мм NIKKOR. Это «дедушка» легендарного 14-24 мм. Да, многие фотографы переходят на Nikon исключительно ради этой линзы. Но есть и аналоги – например, недорогой неавтофокусный Samyang 14 мм под Nikon. А сам я 5 лет снимал панорамы на 17-50 Tamron с Nikon D80, добиваясь охвата, аналогичного 14 мм под ФФ.
Благодарим Даниила Коржонова за интервью, а вам предлагаем задавать свои вопросы Даниилу в комментариях. И не забывайте добавлять наш ЖЖ в друзья, ведь в впереди вас ждет множество интересных материалов.
Обратите внимание на другие наши статьи:
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Байкальский лёд
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Под небом весенней Тосканы
Я | ФОТОГРАФ. Евгений Еремеев. Европейский Стамбул
Я | ФОТОГРАФ. Станислав Савин
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов. Один день в Венеции
Journal information