Историк литературы Франко Моретти отследил эволюцию поджанров британского романа с 1740 по 1915 год.
Это огромное число жанровых форм – шпионский роман, плутовской роман, готический роман, морские рассказы, детектив и множество других. Моретти отметил срок доминирования каждого поджанра.
Разнообразие форм уравновешивается сходными сроками их бытования, что Моретти объясняет сменой поколений читателей. Каждые 25-30 лет доминирующий жанр меняется, поскольку новое поколение писателей начинает искать новые литературные приемы.

Писатель придумывает некий новый нарративный инструмент, чтобы решить частную задачу в конкретном произведении, над которым он сейчас работает. Что-то в этом приеме привлекает других авторов, и он начинает циркулировать по всей литературной "популяции". Затем, по мере того, как в литературной среде происходят изменения, и возникает потребность в новых выразительных средствах, удачный прием начинают использовать в других целях.
Французский литератор Эдуар Дюжарден впервые использовал технику "потока сознания" в романе "Лавры срезаны" (1888). У Дюжардена применение этого приема сводится к коротким эпизодам интроспекции, размещенным между событиями основной фабулы романа. Три десятилетия спустя этот инструмент возьмет в руки Джеймс Джойс, чтобы использовать его гораздо более впечатляющим и захватывающим образом: техника "потока сознания" позволит ему передать в романе "Улисс" беспорядочность и хаос смятенной внутренней жизни.
Когда Дикенс задумал ввести в число действующих лиц романа "Холодный дом" (1853) полицейского инспектора Бакета, который в конце концов распутает сложный клубок интриг и совпадений, он вряд ли мог предположить, что это со временем приведет к рождению нового жанра – детектива.
Стивен Джонсон "Откуда берутся хорошие идеи"
Это огромное число жанровых форм – шпионский роман, плутовской роман, готический роман, морские рассказы, детектив и множество других. Моретти отметил срок доминирования каждого поджанра.
Разнообразие форм уравновешивается сходными сроками их бытования, что Моретти объясняет сменой поколений читателей. Каждые 25-30 лет доминирующий жанр меняется, поскольку новое поколение писателей начинает искать новые литературные приемы.

Писатель придумывает некий новый нарративный инструмент, чтобы решить частную задачу в конкретном произведении, над которым он сейчас работает. Что-то в этом приеме привлекает других авторов, и он начинает циркулировать по всей литературной "популяции". Затем, по мере того, как в литературной среде происходят изменения, и возникает потребность в новых выразительных средствах, удачный прием начинают использовать в других целях.
Французский литератор Эдуар Дюжарден впервые использовал технику "потока сознания" в романе "Лавры срезаны" (1888). У Дюжардена применение этого приема сводится к коротким эпизодам интроспекции, размещенным между событиями основной фабулы романа. Три десятилетия спустя этот инструмент возьмет в руки Джеймс Джойс, чтобы использовать его гораздо более впечатляющим и захватывающим образом: техника "потока сознания" позволит ему передать в романе "Улисс" беспорядочность и хаос смятенной внутренней жизни.
Когда Дикенс задумал ввести в число действующих лиц романа "Холодный дом" (1853) полицейского инспектора Бакета, который в конце концов распутает сложный клубок интриг и совпадений, он вряд ли мог предположить, что это со временем приведет к рождению нового жанра – детектива.
Стивен Джонсон "Откуда берутся хорошие идеи"
Journal information