Собрание разностей (cpp2010) wrote,
Собрание разностей
cpp2010

Category:

Метрополис, штат Нью-Йорк

Оригинал взят у lord_k в Метрополис, штат Нью-Йорк
Предыдущий пост по теме
Архитектура Нью-Йорка в сообществеru_steampunk(1, 2, 34, 5приквел)

Еще одна попытка подступиться к теме "Башни Нью-Йорка". Да простят меня все, кто голосовал за эту тему, однако сегодня речь пойдет не о "Большом Яблоке", а о другом городе в штате Нью-Йорк - Буффало.
Здесь на рубеже двадцатых и тридцатых годов поднялись две башни - далеко не самые высокие в мире, уступающие по известности любому манхэттенскому небоскребу, но совершенно удивительные. И сдается мне, что прообразом этих башен послужило здание из фильма "Метрополис":


Буффало и раньше нельзя было назвать заштатным городишком.  Это был первый город в США, где улицы осветили электрические фонари. Энергию давала гидроэлектростанция, находящаяся неподалеку. "Город света" - такой титул получил Буффало в конце XIX века. Здесь же находился один из первых в Америке элеваторов, оборудованный паровыми машинами.

Буффало, 1911, панорамный снимок. Советую кликнуть и получить удовольствие

Важный речной порт с выходом на канал Эри, Буффало стал и крупным железнодорожным узлом. В 1920-40-е годы через его центральный вокзал проходили поезда, названия которых музыкой звучат в ушах каждого любителя недалекой старины - Water Level Limited, Fast Mail, Knickerbocker, Fifth Avenue Limited, Commodore Vanderbilt, Ponce de Leon, New England Wolverine и Midnight Special - тот самый, из песни... Список поездов, естественно, неполный. А здание вокзала, построенное еще в 1848 году на Эксчендж-стрит, никак не соответствовало ни потребностям времени, ни потоку пассажиров, ни амбициям руководителей железной дороги New York Central.
Решение построить новый вокзал было принято еще в 1889 году, однако с его выполнением долго тянули. А в 1925-м решили строить современный терминал на приличном удалении от деловой части города. И в 1927-м начались строительные работы:

Модная в 1920-е годы комбинация вокзала и офисной башни уступала по размерам только Кливлендскому терминалу, строительство которого закончилось на год позже. А главный зал длиной 75 метров не имел равных в мире.

На момент открытия, 22 июня 1929 года, это был один из самых больших вокзалов на земном шаре.

В честь открытия городская торговая палата устроила завтрак на 2200 персон. В 14.10 на Восток отправился cпециальный Empire State Express с почетными гостями, а в 15.30 станция была открыта для публики. Регулярное движение началось на следующий день, 23 июня.

Все оформление, включая почтовые ящики, было выполнено в стиле Art Deco. Железная дорога не поскупилась на мрамор и гранит, бронзу и цветное стекло.

Ежедневно через терминал проходило около 200 составов. Однако владельцы дороги не учли, что период процветания может закончиться в одночасье. И он закончился - всего  через 4 месяца и одну неделю после открытия вокзала. Прибыли New York Central сократились на 80%, оборот - на 53%. Поток пассажиров, угрожавший затопить Буффало, превратился в ручеек. Роскошные залы пустовали:

Стало ясно, что вокзал слишком велик для города, а офисы в башне занимают слишком много места. Однако ничего поделать с грандиозной постройкой было уже невозможно. Не поправил дела и снос старого вокзала в 1935 году - пассажиров по-прежнему было слишком мало, а стоимость содержания терминала росла не по дням, а по часам.

Ситуация улучшилась после вступления США во 2-ю Мировую войну. Мало кто знает о том, что наивысшие экономические показатели американских железных дорог были достигнуты в 1944 году - по рельсам транспортировался 91% военных грузов. К тому же ограничения на продажу бензина заставляли гражданское население чаще пользоваться поездами.

Но после войны опять начался спад. С 1947 года по 1957-й было закрыто движение на 33% железнодорожных магистралей. Чтобы выжить, частные компании должны были объединиться. И в 1968 году произошло слияние New York Central с извечным конкурентом - Pennsylvania Railroad. А в 1971-м возник концерн Amtrak, который стал официальным арендатором терминала.
Восемью годами позже движение пассажирских поездов через Buffalo Central было прекращено. Вот один из последних снимков "живого" вокзала:

Но терминал существует и поныне. Дважды проданный частным лицам за символическую сумму (сперва за 75.000, затем за 100.000 долларов), сегодня он принадлежит частному обществу, которое надеется его реставрировать и превратить в культурный центр. Здание спасло то обстоятельство, что его снос оценили в 12 млн долларов, а такую сумму никто не готов выложить. Я надеюсь, что когда-нибудь Buffalo Central вновь предстанет перед публикой во всем своем великолепии. И что с его перронов все-таки будут ходить поезда (особенно если американцы сумеют перенять новый европейский обычай "железнодорожного туризма").

Но терминал - это лишь одно из воплощений "Метрополиса" на севере штата Нью-Йорк. Второе - здание муниципалитета Буффало, City Hall на Ниагара-сквер. Спроектированный Джоном Уэйдом 32-этажный дом был построен в рекордно короткий срок - первый камень заложили 14 мая 1929 года, а уже в сентябре 1930-го в здание стали переезжать муниципальные офисы.

Правда, отцы города долго запрягали - сперва заказали проект главному архитектору Буффало, затем отвергли его творение и обратились в солидную фирму Салливена У. Джонса, где и работал Уэйд. На строительстве не экономили - здание обошлось почти в 7 млн долларов (включая гонорары архитектора), став одной из самых дорогих муниципальных построек в США.

То, что Уэйд вдохновлялся "Метрополисом", несомненно. Достаточно сравнить эти два снимка, вверху и внизу.

Однако есть и разница: здание, придуманное Фрицем Лангом и Теа фон Гарбоу, стояло в гуще других небоскребов, а муниципалитет высится в гордом одиночестве. Что придает ему не инфернальный, а весьма респектабельный облик:

Если на этой фотографии стереть английскую надпись, то можно будет запросто выдать дом в штате Нью-Йорк за неосуществленный советский проект времен Сталина.
Под стать 115-метровой башне был и зал заседаний городского совета, отделанный ореховым деревом и рассчитанный на 383 человека. Такому залу могли бы позавидовать парламенты многих стран:

Лепные фризы работы Альберта Стюарта рассказывают о славных страницах истории города - от битв с индейцами до строительства канала Эри. Верхняя часть главной башни отделана цветным стеклом.

Для любителей статистики: в здании 5000 электрических розеток, 5400 выключателей, а общий вес проводки составляет 43 тонны. City Hall был снабжен уникальной системой естественной вентиляции и считался крупным достижением инженерного искусства. Тем не менее в 1939 году муниципалитет едва не пришлось эвакуировать из-за того, что вода хлынула в подвальные этажи через крепежные отверстия, оставленные строителями в блоках фундамента.

Еще один снимок для любителей мистификаций :)

Патриоты Буффало сетуют на то, что их муниципалитет - забытый и недооцененный памятник эпохи. Полагаю, они сильно преувеличивают, поскольку информацию об этом здании можно найти не только в Сети, но и в десятках, даже в сотнях трудов по истории американской архитектуры и стиля Art Deco. Никаких параллелей с фильмом Ланга мне в изученных источниках не попадалось, но не стану присваивать себе авторское право на эти параллели. Как говорят французы, всякое сравнение натянуто.

В следующий раз будет уже про Нью-Йорк. Честное-благородное!

Все картинки кликабельны!
Tags: дизель-панк
Subscribe
promo cpp2010 december 25, 2012 00:40 6
Buy for 30 tokens
Две недели назад в Нью-Йорке, на стадионе "Медисон Сквер Гарден" состоялся благотворительный концерт, посвященный сбору пожертвований для пострадавших от урагана Сенди, накрывшего штаты Северо-Запада США, а также острова Карибского моря в октябре этого года. Сенди стал самым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments