Охрана лагеря состояла из примерно 30 эсесовцев и 90-120 бандеровских мразей. К моменту начала восстания в лагере находилось 550 заключенных. Планом восстания предусматривалось уничтожение эсесовцев, захват оружия и последовательное уничтожение охраны с последующим уходом в леса. Но, несмотря на то, что 12-15 эсесовцев было убито, оружие захватить не удалось. И тогда заключенные пошли на прорыв прямо сквозь четыре ряда колючей проволоки. пространство между третьим и четвертым рядами которой было заминировано. 130 заключенных (в основном евреи-голландцы, которые не говорили по польски и по русски и не смогли бы соориентироваться в Польше и расположенной рядом Белорусии) остались в лагере. Их всех перебили на следующий день. 80 человек погибло на колючей проволоке и минах. Из убежавших в лес оставшихся пленников во время длившихся до начала ноября поисков при деятельной помощи поляков было поймано еще 170 человек. Их также сразу же расстреляли. Еще 90 было выдано поляками до осени 1944 года, когда район был освобожден Советской Армии. До Победы дожило около 50 пленников Собибора.
Александр Печерский жил всеми забытый в Ростове, где и умер в 1990 году. За три года до его смерти в Голливуде был снят военный боевик "Побег из Собибора" с Рутгером Хауэром в роли Печерского
В 1993, когда отмечалось 50ти летие восстания, тогдашний президент Польши Лех Валенса обратился к участникам церемонии со следующими словами:
Есть в Польской земле места, которые являются символами страдания и низости, героизма и жестокости.
Это — лагеря смерти. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели — полному истреблению еврейского народа. Одним из таких лагерей был Собибор. Ад, созданный человеческими руками… У заключенных практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежды.
Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть. Защищая достоинство 250 тысяч жертв, большинство из которых были польскими гражданами, евреи одержали моральную победу. Они спасли свое достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода. Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью, когда вновь осуществляется геноцид.
Собибор остается напоминанием и предостережением. Однако история Собибора — это еще и завет гуманизма и достоинства, триумф человечности.
Воздаю долг памяти евреям из Польши и других стран Европы, замученным и убитым здесь на этой земле.
Нельзя убивать кого бы то ни было по признаку национальности. Человек не выбирает кем родиться.
Journal information