
Священномученики Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские.
Сегодня день памяти 1000 персидских мучеников, пострадавших в гонение шахиншаха Шапура II Великого.
Веротерпимость правителей парфянской династии Аршакидов по отношению к конфессиональным меньшинствам проявлялась в том, что во II - начале III века, занятые постоянной войной с Римом и подавлением внутренних смут, они не предпринимали гонений на общегосударственном уровне, доверив блюсти интересы своей религии сословию жрецов.
Быстрое распространение христианства в Северной Месопотамии вызвало негативную реакцию зороастрийского жречества и создало условия для преследований в северо-западных областях Иранского государства.
Из-за успехов в проповеди христианства был казнен 2-й епископ Адиабены Шамшун (120-123). Местные вельможи и жрецы заковали его в цепи и после истязаний в темнице обезглавили. При епископе Адиабены Абрахаме (148-163) в Эрбиле (Арбеле) имели место нападения зороастрийцев на христиан, грабежи их имущества. Епископ добивался от парфянского шаха Вологеза III (148-192) охранной грамоты для христиан, но поражения парфян в войне с римлянами в этот период помешали ее получению. Когда в течение 4 лет (179-183) адиабенская община оставалась без пастыря, часть новообращенных христиан из-за ненависти язычников и зороастрийских жрецов (магов) была вынуждена вновь перейти в язычество. Христианское население провинций страдало и от военных действий на их территории. При епископе Авеле (183-190) за отказ царя Адиабены участвовать в войне с Римом парфянская армия вторглась в провинцию и учинила погромы, в которых пострадали и христиане.
Негативное отношение династии персидской династии Сасанидов, низвергнувшей Аршакидов к религиозным меньшинствам было обусловлено жреческим прошлым династии и ее политикой на укрепление зороастризма как государственной религии. В надписи идеолога этой политики магупата (мобеда) Картира, составленной между 276 и 293 годами, говорится о разгроме всех незороастрийских культов. Среди подвергавшихся гонениям общин в одном ряду с иудеями, буддистами и брахманистами упомянуты и христиане.
Пока процесс христианизации не коснулся основной массы персов и был ограничен Месопотамией с преобладающим иноязычным населением (арамеи, греки, арабы), политику Сасанидов в отношении христиан можно считать толерантной, особенно после ухода с политической сцены Картира.
Положение христиан резко ухудшилось в 30-х годах IV века в связи с провозглашением Христианства государственной религией в Римской империи. Христиан в Иране стали рассматривать как пособников враждебной державы. Новая военная экспансия персов в Рим потребовала чрезвычайных расходов, и основное бремя налогов легло на христиан Месопотамии. Шахиншах Шапур II Великий (309-379) издал несколько антихристианских указов. Согласно Житиям сирийских мучеников, 1-й указ предусматривал обложение христиан двойным подушным налогом, 2-й - закрытие и разрушение храмов, 3-й - массовое преследование христиан после отказа епископа Селевкии-Ктесифона Шиммуна бар Саббаэ (Симеона) содействовать центральной администрации во взимании двойного налога.
Гонения на христиан продолжались в течение 39 лет, до смерти Шапура II в 379 году. Как свидетельствуют источники, они часто инспирировались зороастрийским жречеством, а также иудеями и манихеями.
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними.
Очаги преследований были сосредоточены вокруг 2 центров - сасанидской столицы Селевкии-Ктесифона и Адиабены. Особенно страдало от преследований население северо - западных провинций Персии и районов, пограничных с Римской (Византийской) империей. К тяготам войны добавлялись казни христиан, депортация их в глубь страны для освоения пустынных земель. Головы казненных мучеников за веру Христа вывешивались и в храме богини Анахиты в Истахре (Центральный Иран).
Общее число убитых за время гонений при Шапуре II историк Созомен оценивает в 16 тысяч человек. Жития сирийских и персидских мучеников повествуют в основном о казненных клириках, но и эти далеко не полные данные дают представление о масштабе преследований. Они коснулись всех ступеней клира, монахов и части мирян. Так, были казнены епископ Селевкии-Ктесифона Шиммун бар Саббаэ (344), его преемник епископ Шахдуст (Садок), Нарсай, епископ города Шахргерда, шахский советник Гухиштазад (Вахиштазад), бывший жрец Айталлаха (Аифал) и многие другие.
Преследования продолжались и при шахиншахе Ардашире II (379-383), в период его войны с Византией. Несколько улучшилось положение христиан при Шапуре III (383-388), когда отношения между Ираном и Византией стабилизировались. Варахран (Бахрам) IV Керманшах (388-399), заключивший с западным соседом мир, не имел возможности решать христианскую проблему, поскольку все усилия сосредоточил на борьбе с вторжениями гуннов.
Время правления Йездигерда I (399-420) отмечено веротерпимостью власти к религиозным меньшинствам. В установлении религ. мира в стране много сделали святитель Марута епископ Майферкатский, архиепископ Исаак Селевкийский и сам шахиншах. Марута доставил Йездигерду письмо императора с просьбой смягчить отношение к христианам и послание «западных отцов» о необходимости созвать Поместный Собор. На Соборе в 410 году были утверждены 22 церковных канона, регламентировавшие порядок избрания епископов и управления епархиями, а также был принят Символ веры Никейского Собора.
К концу правления Йездигерд, пытаясь сдержать распространение христианства, возобновил гонения. Судя по сохранившимся мартирологам, казни отдельных священников представляли реакцию зороастрийского жречества на разрушение храмов огня, расположенных рядом с церквами.
Варахран V (Бахрам Гур) (420-438) возобновил преследования христиан. В 421 г. это стало одной из причин начала ирано-византийской войны. Гонениями руководили вузург-фрамадар (главный министр) Михр-Нарсе и мобедан-мобед (главный жрец) Михр-Шапур. На этот раз преследования коснулись прежде всего христиан из высшей иранской знати. Было разграблено и разрушено много христианских храмов, материал которых использовали для нужд общественного строительства.
Армянские воины - мученики, отстоявшие в Аварайрской битве с персами право Армении оставаться христианской.
С 439 года жесткие меры в отношении христиан Армении, которая при Варахране V была превращена в иранскую провинцию, принимал шахиншах Йездигерд II (438-457). Позднее гонения распространились и на другие христианские общины страны. За отказ отречься от христианства были казнены более 30 видных представителей клира. Репрессиям подверглись и христианские миссионеры. В царствование Йездигерда II Поместные Соборы не проводились.
При шахиншахах Перозе (457-484) и Замаспе (497-499) для христиан Ирана наступил мир. На время правления Пероза приходится деятельность Бар Саумы, еп. Нисибина, к к-рому шаханшах обращался за советами при решении государственных дел.
В нач. VI в. иранская администрация собиралась возобновить преследования христиан, но внутриполитический кризис (движение маздакитов) предотвратил угрозу для Христианской Церкви Персии.
Благоприятные условия для христианских общин Ирана сложились при шахиншахах Хосрове I (531-579), Хормузде IV (579-590) и в 1-ю треть правления Хосрова II Парвиза (590-628). 2 жены Хосрова II (благоверная царица Ширин и, предположительно, византийская принцесса Мария) были христианками.
Разные источники фиксируют участие христианского населения в политической и хозяйственной жизни страны. Но, сотрудничая с христианами, Хосров II вмешивался в соперничество между несторианскими и нехалкидонитскими общинами, в христологические споры, в выборы патриарха. При нем эпизодически устраивались казни отдельных духовных лиц (например, несторианского епископа Гиваргиса, распятого по проискам нехалкидонитов). Во время захвата Палестины иранскими войсками в 614 году шах распорядился вывезти из Иерусалима в Иран древо Животворящего Креста Господня, которое было возвращено только в 630 году, после победы византийского императора Ираклия над персами.
При всех поворотах конфессиональной политики Сасаниды оставались прагматиками; шахиншахи часто привлекали христиан к политической и административной деятельности. Попытки насильственного обращения христиан в зороастризм успеха не имели. Отношение к иноверцам менялось: от массовых гонений до приближения ко двору и заключения брачных союзов в угоду политическим и экономическим интересам монарха и зороастрийского жречества.
http://www.pravenc.ru/text/166127.html
Journal information