«Судите судом праведным».
Ин.7: 24
Первая статья Положения о церковном суде РПЦ МП (далее-Положение) "о канонических основаниях судебной системы РПЦ" предлагает в действительности неканонические основания судебной системы. Положение слеплено в юридическом отделе МП, как ласточкино гнездо, из отдельных кусочков, комочков и веточек, заимствованных из разных кодексов ГК, ГПК, УПК РФ, да пара текстов из церковных канонов. Церковные каноны формируют принципиально иное устройство церковного суда, противоречащее Положению.
Церковные каноны знают суд епископов. 12 епископов судят епископа; священника судят шесть епископов и свой; три епископа судят диакона. При разногласиях приглащают большее число епископов. Положение теоретически допускает суд над епископом, но практически суд невозможен. Положение отказалось от суда епископов над клириками. Епархиальный епископ судит клириков и мирян единолично, что ведёт к произволу.
В судопроизводстве РПЦ отсутствует общий фундамент и задача суда. Закройщики сшили церковный кодекс из принципов и понятий гражданского, уголовного и административного права, изменяя смысл его положений, иногда вплоть до обратного, и законов собственного сочинения, обрамленных редкими блёстками канонического права. Положение лишено цельности, его статьи недоговорены, неопределённы, часто двусмыслены. Невозможно определить фундамент, из которого выросло Положение о церковном суде. Каноничность документа ограничена его соборным утверждением. Из трёх инстанций, учреждённых Уставом РПЦ, практически применяются только две: первая и вторая для клириков и мирян; вторая и третья-для архиереев. Надзорная инстанция не существует. В Положении не поставлена главная задача - вершить правосудие.
Задачу судопроизводства устанавливает статья 2 Положения. Она называется: «Предназначение церковных судов» и состоит всего из одного пункта: «Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви».
Слишком широкая постановка первой задачи во-первых, лишает определённости её содержание: «Восстановление порядка и сохранение строя церковной жизни». В эту задачу не входит восстановление справедливости и правды: защитить слабого от сильного, обиженного от обидчика, правого от насильника. Во-вторых, возлагает на суд несвойственные ему обязанности. Суд заведомо не может их исполнить. Судебная власть выносит решения, но исполняет решения исполнительная власть.
Вторая задача - «способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» - поставлена широко, но указывает только на «каноны и установления» в качестве объекта деятельности суда. Положение игнорирует человека, который является объектом домостроительства, ради которого распялся Христос. «Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Сион спасется правосудием» (Ис.1; 17, 27).
Устав РПЦ учреждает церковный суд (гл.1,8) и запрещает клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд (гл.1 п.9). Положение о церковном суде исключает в качестве своей задачи защиту человека - клириков и мирян. Куда идти обиженным и оскорбленным?
Церковные каноны знают суд епископов. 12 епископов судят епископа; священника судят шесть епископов и свой; три епископа судят диакона. При разногласиях приглащают большее число епископов. Положение теоретически допускает суд над епископом, но практически суд невозможен. Положение отказалось от суда епископов над клириками. Епархиальный епископ судит клириков и мирян единолично, что ведёт к произволу.
В судопроизводстве РПЦ отсутствует общий фундамент и задача суда. Закройщики сшили церковный кодекс из принципов и понятий гражданского, уголовного и административного права, изменяя смысл его положений, иногда вплоть до обратного, и законов собственного сочинения, обрамленных редкими блёстками канонического права. Положение лишено цельности, его статьи недоговорены, неопределённы, часто двусмыслены. Невозможно определить фундамент, из которого выросло Положение о церковном суде. Каноничность документа ограничена его соборным утверждением. Из трёх инстанций, учреждённых Уставом РПЦ, практически применяются только две: первая и вторая для клириков и мирян; вторая и третья-для архиереев. Надзорная инстанция не существует. В Положении не поставлена главная задача - вершить правосудие.
Задачу судопроизводства устанавливает статья 2 Положения. Она называется: «Предназначение церковных судов» и состоит всего из одного пункта: «Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви».
Слишком широкая постановка первой задачи во-первых, лишает определённости её содержание: «Восстановление порядка и сохранение строя церковной жизни». В эту задачу не входит восстановление справедливости и правды: защитить слабого от сильного, обиженного от обидчика, правого от насильника. Во-вторых, возлагает на суд несвойственные ему обязанности. Суд заведомо не может их исполнить. Судебная власть выносит решения, но исполняет решения исполнительная власть.
Вторая задача - «способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» - поставлена широко, но указывает только на «каноны и установления» в качестве объекта деятельности суда. Положение игнорирует человека, который является объектом домостроительства, ради которого распялся Христос. «Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Сион спасется правосудием» (Ис.1; 17, 27).
Устав РПЦ учреждает церковный суд (гл.1,8) и запрещает клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд (гл.1 п.9). Положение о церковном суде исключает в качестве своей задачи защиту человека - клириков и мирян. Куда идти обиженным и оскорбленным?
Journal information