В 20 километрах к юго-западу от Чаринг-Кросса (который, как известно, считается географическим центром Лондона), в излучине Темзы расположился дворец Хэмптон-Корт (Hampton Court). Российскому читателю это имя должно быть знакомо по повести Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», в которой автор с присущим ему юмором описал случай в хэмптон-кортском лабиринте. Но и помимо этого эпизода, Джером замечательно передал атмосферу лондонского предместья Ричмонд-на-Темзе, где спокойные воды реки плавно несут разноцветные лодки мимо зелёных берегов и старинных стен, а местные жители в летних одеждах прогуливаются по набережной, прячась от палящего солнца под изящными зонтиками и шляпами. Как ни странно, именно таким я и увидел Хэмптон-Корт — некоторые вещи в Британии не меняются. Но о Темзе и о знаменитом лабиринте я поведаю во второй части, а прежде стоит сказать пару слов о бывшей загородной резиденции английских королей.
Строительство дворца началось в 1514 году по желанию будущего кардинала, архиепископа Йоркского, Томаса Уолси (Thomas Walsey). Этот незаурядный человек долгое время считался самым могущественным человеком в Англии после короля.
Уолси был близким другом и советником Генриха VIII, но в политике, как известно, настоящих друзей не бывает. Пришло время, когда король, очарованный молодой Анной Болейн, захотел расторгнуть брак со своей первой женой — Екатериной Арагонской. Для такого важного события потребовалось согласие Папы Римского, которое Уолси не смог (или не захотел) получить. Кардинал впал в немилость, был взят под стражу и лишился своих титулов и владений.
Дворец перешёл к Генриху VIII, а уж если принять во внимание его возможности, то становится неудивительно, что Хэмптон-корт превратился в самый роскошный дворец Англии, оборудованный по самым передовым стандартам своего времени.
Практически весь дворец сложен из красного кирпича, что на мой взгляд придаёт ему некоторую индивидуальность, хотя камень всё же выглядит более благородно. С другой стороны, разнообразные декоративные элементы как внутри, так и снаружи, вполне соответствуют высокому статусу этой бывшей королевской резиденции.
Деталь фонтана.
Одна из самых интересных архитектурных изюминок — причудливые, кирпичные каминные трубы. Как видите, ни одна из них не похожа на другую.
Всё пространство между зданиями поделено на дворики: три крупных (Нижний, Часовой и Фонтанный) и несколько поменьше.
Через главные ворота попадаешь в Нижний двор, самый большой из всех. Кирпичи всевозможных оттенков создают здесь любопытные узоры на стенах.
Вырезанные из дерева фигурки людей в полный рост немного оживляют пейзаж, хотя и выглядят как детские игрушки.
Следующий двор после Нижнего — Часовой. В башне над воротами расположились часы, сделанные в XVI веке.
Часы показывают не только время и дату, но и фазы Луны, и даже время подъёма воды у Лондонского моста.
Наконец, непосредственно перед входом в парк расположился Фонтанный двор. Эта часть Хэмптон-корта была перестроена в XVII веке знаменитым архитектором Кристофером Реном, в числе творений которого — собор Святого Павла в Лононе.
Теперь давайте заглянем внутрь зданий. Некоторые коридоры здесь явно предназначались для прислуги, поэтому отделкой не блещут.
Огромные кухни во времена Генриха VIII обслуживали свыше полусотни придворных и по своим масштабам считались одними из самых крупных в Европе.
В семи огромных печах жарили мясо на вертеле, пекли хлеб и пироги с мясом, варили похлёбки...
А в это время в другой части дворца, в роскоши и комфорте протекала совсем иная жизнь.
Одно из основных помещений дворца — Главный Зал, украшеный гобеленами, охотничьими трофеями, витражами и резным потолком.
Генрих VIII, как любой уважающий себя король, обожал пиры и развлечения, но ещё больше он любил женщин. Монарх был женат шесть раз: с двумя жёнами он развёлся, двум отрубил голову, а ещё одна умерла от инфекционного заражения при родах.
Старшая дочь Генриха, Мария I, известна как «Кровавая Мэри» за жестокие расправы над протестантами. Мария провела свой медовый месяц в Хэмптон-корте в 1554 году. Её мужем был король Испании Филипп II.
В конце XVII века дворец перешёл к Марии II и её супругу — Вильгельму III Оранскому. Это единственный эпизод в истории Англии, когда король и королева совместно управляли страной.
Архитектор Кристофер Рен рьяно взялся за перестройку дворца по приказу правителей, но темпы строительства пришлось убавить, когда часть южного крыла обрушилась под собственным весом.
В 1694 году оспа подкосила жену Вильгельма, поэтому работы по модернизации дворца были приостановлены на несколько лет.
Король так и не смог пожить в законченном Хэмптон-корте, так как упал с лошади в дворцовом парке и умер от осложнений в 1702 году.
Костюмированные персонажи времён Генриха VIII буквально переносят нас назад во времени и кажется, будто истории из жизни британских монархов оживают перед глазами.
Вот и сам Генрих недовольно щурясь произносит свой монолог.
Одна из жён склоняется перед грозным мужем.
Обратите внимание на выражение лица стражника.
Генрих советуется с какой-то важной персоной.
Ну, а мы оставим королей в замках под замками, а сами отправимся изучать Хэмптон-кортский парк, сделанный на манер Версальского. Об этом в следующей серии. До скорого!
Хэмптон-корт:
Часть первая. Дворец.
Часть вторая. Парк и лабиринт.
Journal information