Собрание разностей (cpp2010) wrote,
Собрание разностей
cpp2010

Category:

День в истории авиации. Первый полет А380


Airbus A380-800
Салон Ле-Бурже, 2017 год.

27 апреля 2005 года, в 10 часов 29 минут местного времени с взлетно-посадочной полосы Аэропорта Тулуза-Бланьяк взлетел и отправился в свой первый испытательный полет самый вместительный пассажирский авиалайнер в истории -, созданный конструкторами франко-итало-германо-испанского концерна Airbus S.A.S. четырехдвигательный гигант A380-800.


Первый полет A380-800. 27 апреля 2005 года

До Airbus A380 cамым большым пассажирским авиалайнером был американский Boeing 747-400, эксплуатация которого началась в 1989 году. Самая тяжелая модификация "американца" имела максимальный взлетный вес почти 413 тонн. В трехклассной компоновке он брал на борт 416 пассажиров, в одноклассной - 550, а в туристской (с уменьшенным расстоянием между кресел) - 660, которых мог перевезти без посадки на 14 тысяч километров. Кстати, производство пассажирских модификаций этого гигантского самолета закончилось как раз в 2005 году. Всего было выпущено 467 пассажирских (модификации 747-400, 747-400D и 747-400ER) и 229 транспортных самолетов этой модели.

В то время "Аэробус" также выпускал четырехдвигательные авиалайнеры семейства Airbus A340, эксплуатация которых началась в 1993. Они имели одну пассажирскую палубу, максимальная вместимость в трехклассном варианте составляла 380 пассажиров (Airbus A340-600), а одноклассная - до 440. Насколько я знаю, domestic-версии у этих лайнеров не было. Максимальный взлетный вес А340 достигал 380 тонн (А340-500/600). Зато у А340-600 была заметна большая, чем у "боингов" дальность полета - 16,7 тысяч километров (А340-500). Производство этих самолетов продолжалось до 2011 года и всего было выпущено 377, все пассажирские.


Airbus A340-600
До 2011 года, когда в воздух поднялся Boeing 747-8i - самый длинный пассажирский самолет в истории (75,4 метра, а "боинг" на 90 сантиметров длиннее).

Что интересно, Франция (а проектирование А380 велось в основном именно там) - это единственная страна, где в прошлом выпускались серийно и эксплуатировались сухопутные двухпалубные* пассажирские авиалайнеры. Это были Breguet Br.763 Deux Ponts, построенные "по мотивам" еще нереализованного довоенного проекта Fokker 54, но имевшие раза в два большую вместимость (107 пассажиров). "Двухпалубник" (Deux-Ponts) впервые взлетел в 1949 году, но в эксплуатацию "бреге" поступили только в 1953, когда уже конкретно запахло реактивными пассажирскими самолетами, поэтому было построено всего 20 машин, из которых 17 использовались в качестве гражданских до 1971 года.


Breguet Br.673 Deux-Ponts
Первый в истории серийный сухопутный двухпалубный пассажирский самолет, 20 таких красавцев эксплуатировались во Франции в 1953-71 годах.

Двухпалубные пассажирские самолеты (не летающие лодки !) также создавались и в США, но Lockheed Constelation и Conveir XC-99 остались были построены в количестве 2 и 1 штук соответственно и никогда не эксплуатировались гражданскими авиакомпании. Boeing 377 Stratocruiser имел две палубы и выпускался серийно, но на первой палубе располагались служебные помещения, а пассажиров допускали туда только в небольшой ланж. В упоминавшемся выше Boeing 747-400 вторая пассажирская палуба представляла собой горб, в котором размещались пассажиры бизнес-класса числом до 80.

Таким образом А380 стал первым в истории полноценным двухпалубным реактивным пассажирским авиалайнером. Его максимальный вес достигает 575 тонн, пассажировместимость в трехклассном варианте 555 человек (22 + 96 + 437), а максимальная вместимость - 868 человек: 330 на верхней палубе и 538 на нижней. Максимальная дальность полета - 14 800 км.


Boeing 377 Stratocruiser
Американский дальнемагистральный пассажирский лайнер (построено 56 штук), эксплуатировавшийся авиакомпаниями США в 1949-63 годах. Пассажиры могли проводить время в лаунже на нижней палубе, где помещалось до 28 человек, но пассажирских кресел там не было.

А380 был принят мировой авиационной общественностью с нескрываемым восторгом. Еще до первого полета были получены заказы на полсотни самолетов на общую сумму 20 миллиардов долларов. В ближайшем будущем планировалось запустить в производство транспортную версию с грузоподъемностью в 154 тонны (были даже получены заказы на 27 самолетов), а затем пассажирской стретч-версии А380-900 с максимальной вместимостью в 1000 человек. Но А380-800, чья эксплуатация началась осенью 2007 года, внезапно стал нишевым продуктом. Слишком мало в мире под этот самолет нашлось выгодных маршрутов плюс появилось множество пассажирских самолетов несколько меньшей вместимости, обеспечивающих более низкую себестоимость доставки пассажиров из точки А в точку Б. Причем, конкурентами А380-800 стал не наследник 747-400 - Boeing 747-8i, совершивший первый полет в 2011 году, а в эксплуатацию вошел в 2012, а собственные же новинки, в первую очередь мегахит мирового авирынка - Airbus A350. В итоге, когда 14 февраля 2019 года Emirates отменили свой заказ на 39 А380-800 и заменили их на упомянутые выше самолеты несколько меньшей вместимости того же производители, оказалось, что новых заказов на А380 у Airbus просто нет. В тот же день было объявлено, что компания больше не принимает заказов на свои самые большие самолеты и только закончат исполнять свои обязанности по ранее принятым заказам  На начало 2020 года 242 "триставосьмидесятых" поставлено заказчикам и осталось построить всего 9 самолетов, работы по которым должны закончиться в будущем году.


Boeing 747-8i
От поколения "400" отличается заметно выросшим "горбом", увеличенной на 46 тонн (12%) массой и полусотней лишних пассажирских мест в одноклассной конфигурации. По мне так самый красивый современный авиалайнер.

Кстати, с Boeing 747-8i ситуация еще хуже. Пассажирская версия этого самолета начала эксплуатироваться в 2012 году. Самолет весом 442 тонны поднимает 467 пассажиров в трехклассной конфигурации и 605 - в одноклассной (но не domestic) при дальности в 14 300 километров. Пассажирские авиаперевозки на "восьмых" "боингах" начались в марте 2012 года, а уже в ноябре того же года был получен последний заказ от пассажирской авиакомпании. Всего было заказано 47 пассажирских самолетов, три из которых в 2018-19 для некоммерческих нужд. Все пассажирские "боинги", заказанные авиакомпаниями уже поставлены заказчикам. Заказы на грузовую версию Boeing 747-8f, грузоподъемностью 138 тонн, закончились в 2016 году. Всего поставлено 90 таких самолетов, еще 17 изготавливаются. Тем не менее, "Боинг" пока не отказался от производства этого самолета, была информация что интерес к этим самолетам проявила Turkish Airlines.

В общем, все идет к тому, что через пару лет в мире будет производиться только один четырехдвигательный пассажирский авиалайнер - перспективный российский Ил-96-400. Почему нет ?

* - имеются в виду самолеты с двумя пассажирскими, а не служебными палубами.

.............................................................................................................
Зачем телесериал Amazon Пацаны смотреть онлайн, а не просто скачать его с торрентов ? Все просто - во-первых, благодаря тому, что вы будете смотреть эпическую сагу о приключениях спецгруппы ЦРУ, контролирующей мир супергероев, совершенно легальным образом, этим вы обеспечите куда более оперативную доступность этого и многих других телесериалов для рядов зрителей.
Tags: авиация, день в истории
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo cpp2010 december 25, 2012 00:40 6
Buy for 30 tokens
Две недели назад в Нью-Йорке, на стадионе "Медисон Сквер Гарден" состоялся благотворительный концерт, посвященный сбору пожертвований для пострадавших от урагана Сенди, накрывшего штаты Северо-Запада США, а также острова Карибского моря в октябре этого года. Сенди стал самым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments