"Султанша" у дебаркадера в Хелене (Арканзас) за несколько часов до катастрофы
"Султанша" была построена в 1863 году в Цинцинатти. Его вместимость составлял 1719 брутто-регистровых тонн. На трех палубах могли быть размещены 270 каютных и 400 палубных пассажиров. Численность экипажа составляла 85 человек. Паровая машина позволяла пароходу развить скорость в 12,5 узлов. В конце Гражданской войны пароход совершал регулярные рейсы на линии Сент Луис - Новый Орлеан (Миссисипи была очищена от южан к концу лета 1863 года). За четыре года войны большинство рейсовых пассажирских пароходов, работавших на Миссисипи и его основных притоках были выведены из строя и на главных пассажирских линиях работало помимо "Султанши" только два лайнера.
После того, как генералы Грант и Ли подписали капитуляцию Северовирджинской армии, остро встал вопрос о возвращении на Север десятков тысяч пленных северян из концлагерей Конфедерации. Несмотря на капитуляцию крупнейшей армии Юга и бегство правительство Конфедерации из Ричмонда, большинство территории мятежных штатов было еще неподконтрольно властям США и организовать вывоз освобожденных пленных напрямую на север не представлялось возможным, поэтому их было решено сначала концентрировать в важнейшем речном порту Виксберг, откуда пароходами доставлять в крупнейшие транспортные узлы Севера, в первую очередь - в Сент Луис и Цинциннати.
В свой последний рейс из Сент Луиса "Султанша" отправилась 13 апреля 1865 года. 15 апреля, когда корабль пришел в крупный иллинойский порт Кайро, там где в Миссисипи впадает ее крупнейший левый приток Огайо, туда поступили сведения об убийстве президента Линкольна. Капитан "Султанши" Мейсон скупил все местные газеты и поплыл дальше на юг, распостраняя сенсационную весть. Когда "Султанша" пришла в Виксбург, к капитану пожаловал комендант города подполковник Хэтч, который известил его о том, что федеральное правительство готово оплатить доставку бывших пленных на север по тарифу 5 долларов за рядового и 10 долларов за офицера. Хэтч предложил буквально забить пароход Мейсона пленными (речь шла о 1400 человек), если тот согласиться немного откатить Хэтчу. Стороны ударили по рукам и корабль отправился дальше в Нью Орлеан, куда благополучно прибыла через пару дней.
Порт Нового Орлеана в 1853 году
21 апреля "Султанша" покинула Новый Орлеан и через три дня вернулась в Виксбург с 70 пассажирами на борту. В "миссисипском Гибралтаре ее уже ждали пленные, которых оказалось куда больше чем 1400, как изначально планировалось, так как командир временного лагеря, где они содержались, капитан Джон Уильямс, потребовал вывезти всех пленных одним рейсом. Не задолго до прибытия в Виксбург на корабле прохудился один из четырех котлов, ремонт должен был занять трое суток, что могло привести к тому, что пленных забрали бы другие корабли, курсировавшие по Миссисипи и Мэйсон не получил бы свою премию. Поэтому капитан и старший инженер парохода (была тогда такая должность) Натан Винтрингер приказали механику сделать временный ремонт. В результате, пароход удалось "выпихнуть" из Виксберга вечером 24 апреля.
Все помещения и палуба были забиты освобожденными пленными. На палубах их было столько, что настил начал прогибаться и пришлось его укреплять, подставляя снизу балки. Помимо перегруза и поврежденного котла, капитану Мэйсону пришлось столкнуться с еще одной проблемой - в апреле 1865 на Миссисипи бушевало одно из крупнейших в истории наводнений. Река разлилась на несколько километров и многие ориентиры на берегу оказались затопленными, во время движения "Султанша" постоянно попадала в водовороты. Утром 26 апреля корабль достиг арканзасского порта Хелена, где был сфотографирован местным фотографом Ти Ви Бэнксом. На фотографии (см. выше) хорошо видно, что судно было чудовищно переполнено людьми. В 7 вечера "Султанша" пришвартовалась в Мемфисе, крупном речном порте штата Теннеси. В течении следующих часов из трюма лайнера было выгружено 120 тонн сахара. ближе к полуночи он покинул Мемфис и, получив уголь на угольной пристане на окраине города, отправился на север.
В 2:00 ночи, в 10 километрах к северу от Мемфиса произошел взрыв котлов на пароходе "Султанша".
Продолжение следует
........................................

Big DATA Hosting - это современный сервис по аренде vds/VPS серверов. Надежность сервиса достигается с помощью современной системы мониторинга серверов и развитой IT-инфраструктуры. Высокая доступность и отказоустойчивость серверов сервиса обеспечивается множеством скоростных каналов связи и независимыми источниками питания в связке с надежной системой резервирования и балансировщиков нагрузки. В работе сервиса используются новейшие устройства от таких гигантов индустрии, как Intel, Supermicro, Cisco. Все оборудование размещено в собственном ЦОД компании уровня TIER III в Москве. ЦОД стандарта TIER III обеспечивает UPTIME на уровне 99.98%. Скорость VDS обеспечивается не ниже 100 Мбит/сек с лучшим доступом по России.
Journal information