Собрание разностей (cpp2010) wrote,
Собрание разностей
cpp2010

Categories:

Republic RC-3 Seabee в ВВС Израиля

Оригинал взят у militarizm в Republic RC-3 Seabee в ВВС Израиля
Разумееется, четырехместная пассажирская летающая лодка-амфибия фирмы Рипаблик с двигателем в 215 л.с. не играла сколько нибудь заметной роли в 1-й арабо-израильской войне, тем не менее сам факт ее участия в ней имел место быть. Более того, это видимо, вообще единственный случай применения данного типа самолетов в боевых действиях.


Republic Aviation Corporation произвела самолет с заводским № 1019 (NC6731K) в мае 1947 года, тогда же он произвел первый полет. В октябре 1947 он был продан компании Aerogyot High Speed Development Company из египетской Александрии для поставки в тогдашнюю Палестину. Британские власти зарегистрировали RC-3 Seabee как VQ-PAV.


Самолет в оригинальной окраске фирмы Republic при передаче заказчику. На нижней поверхности крыла видна часть регистрационного кода NC6731K. Из особенностей самолета хорошо виден подкос усиливающий крыльевой полавок.

Владельцем самолета был юрист,  Шмуэль Щопак, который вскоре передал его еврейской авиакомпании Aviron, которая по сути была предшественницей неофициальных «еврейских ВВС» периода окончания британского мандата над Палестиной – «Sherut Avir» (Воздушная служба).
В начале 1948 года в Палестине уже практически в открытую шла межнациональная война между арабами и евреями, при почти полном не вмешательстве анличан. Во время большого апрельского наступления Хаганы на арабов многочисленные еврейские «летающие примусы» - Тэйлоркрафты, Остеры, Аргусы и Дрэгон Рэпиды помимо разведки, связи и доставки грузов, уже осваивали роль «эрзац-бомбардировщиков». Единственная же летающая лодка – RC-3 Seabee, приписанная к эскадрилье «Тель Авив», была назначена на береговое патрулирование и для этой цели были выделены целых четыре летчика – Даниэль Бюкстейн, Гидеон Элром, Дэни Шапира и Исраэль Лахав. Но не даром говорят, что когда господь наводил порядок на земле – авиация была в небесах, и к моменту зарождения израильской авиации это относится в полной мере. Соответсвенно царившему в зарождающихся ВВС бардаку, честь поломать RC-3 Seabee при самовольной посадке на воду, досталась командиру эскадрильи «Тель-Авив» – Моди Алону (еврей, уроженец Палестины, летавший в Королевских ВВС Великбритании). Впрочем, повреждения оказались не слишком тяжелыми – отломался крыльевой поплавок, самолет вскоре отремонтировали, для симметрии сняли и другой поплавок, лишив машину возможности действовать с воды. А вот молодого комэска за проявленное разгильдяйство, командование «Шерут Авир» турнуло с должности, назначив более серьезного офицера из Южной Африки.
14 мая было провозглашено создание государства Израиль, а поутру была война... Все, конечно, знали об этом предстоящем на утро событии, тем не менее, то ли не ждали ранних гостей, то ли устали праздновать – но на аэродроме Сде-Дов зенитчики банально спали, а красивые серебристые самолетики были беспечно расставлены по аэродрому без всякой маскировки. Утро перестало быть томным, когда в 5.25 над спящим аэродромом появилась пара Спитфайров Мк-9 Королевских ВВС Египта. Спитфайр пилотируемый капитаном Абу Заидом, (по признанию сослуживцев - лучшим египетским летчиком-истребителем того времени с еще довоенной британской подготовкой) занялся израильским аэродромом, пока напарник прикрывал его от всяких неожиданностей. Надо сказать, что несмотря на скромные ударные возможности «девятки» (две 125-кг бомбы и боезапас к пушкам и пулеметам) египетский капитан навел «шороху» - повредил две Дакоты, Дрэгон Рэпид, Бонанзу и наше водоплавающее чудо – RC-3 Seabee, а также поставил точку в летной карьере двух легкомоторных «примусов» Auster AOP-5.

Капитан Абу Заид позирует у своего Спитфайра летом 1948 года. На борту самолета отмечен боевой путь пилота к тому моменту. Первая строка из 6 самолетиков символизирует его боевые вылеты на биплане Gloster Gladiator во время Второй Мировой. Вторая строчка – два налета на аэродром Акир и два сожженных на земле самолета, следующая – шесть ударов по Тель-Авиву, третья – это 5 налетов на аэродром Тель-Авива (то есть аэродром Сде-Дов) и один уничтоженый на нем самолет.

Основной калибр Спитфайров - 125-кг британская бомба с «дружескими пожеланиями» египетских ВВС «сионистскому образованию на земле Палестины».

Впрочем, израильтяне быстро восприняли преподнесенный им урок – все способные взлететь самолеты стали перегонять на другие аэродромы. Озаботились и вопросами маскировки авиатехники. Второй налет, который Спитфайры провели через пару часов, уже не привел к заметным повреждениям авиатехники.
Seabee вновь отремонтировали и вместе с другими самолетами он получил зелено-коричневый камуфляж, а также опознавательные знаки теперь уже официальных ВВС Израиля и белый бортовой номер Б-61 (имеется ввиду вторая буква ивритского алфавита - «Бет», пишется она, конечно, по другому) . Некоторые источники говорят, что самолет первоначально летал с номером то ли Бет-60, то ли Алеф-60, но никаких доказательств этому найти не удалось.





Первоначальный вид «боевого» Seabee – на первой фото хорошо заметно отсутсвие крыльевых поплавков. Также видны еще две особенности самолета - фюзеляж закамуфлирован полностью, включая днище лодки, кроме этого, заметно закрашенное остекление за боковой дверью. На втором снимке – уже упомянавшийся комэск Моди Алон. На двери перед опознавательным знаком что-то закрашено.

После того, как в Израиль стали прибывать чехословацкие истребители Аvia S-199 (плохая копия Мессершмита Bf-109 с неродной винтомоторной группой) израильские ВВС сформировали первую истребительную эскадрилью под номером  101. Ее первым командиром стал все-тот же, правда уже «амнистированный», летчик-истребитель Моди Алон. Видимо, он, что называется «запал» на маленькую амфибию Seabee, ибо трудно по другому объяснить, почему при большом выборе различных легкомоторных самолетов в тогдашних ВВС Израиля, при переводе в 101-ю эскадрилью он прихватил с собой именно самолетик фирмы Republic. Seabee, кстати, оказался единственным «не истребителем» в составе 101-й эскадрильи.


На первом фото - Моди Алон в неизменных черных очках за штурвалом Republic RC-3 Seabee. На второй фото – еще один легендарный пилот 101-й эскадрильи снят на фоне мотоустановки Seabee – Эзер Вейцман, тогда еще молодой пилот-раздолбай, а в будущем – командующий ВВС и президент Израиля.

В процессе службы самолет снова поменял свой «имидж» - опознавательный знак на фюзеляже стал занимать весь борт, а вокруг фюзеляжа перед хвостом нанесли бело-синюю полосу быстрого распознавания (как и на S-199). Объяснение тут простое – из-за значительного превосходства в воздухе арабской авиации в начале войны, израильская пехота и зенитчики без раздумий открывали огонь по всему, что жужжит над головой. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от «дружественного огня» 101-я эскадрилья заменила свои скромные круги со «звездой Давида» на фюзеляжах S-199 на максимально большие по размеру, плюс накрасили фюзеляжные полосы. Соответсвенно, аналогично поступили и на Republic Seabee. Заодно на нем нарисовали и знаменитую эмблему 101-й эскадрильи с крылатым черепом, а белый номер сменили черным. Также, на самолет вернули поплавки, а вот раскосов их поддерживающих - уже не наблюдается.


Republic RC-3 Seabee в полных «регалиях» 101-й истребительной эскадрильи – за опознавательным знаком заметна эмблема, а перед хвостом бело-синяя полоса быстрого распознования. Очевидно, самолет был полностью перекрашен включая нижние поверхности крыла, так как изменилось место расположения опознавательного знака – в отличии от предыдущего окраса он сместился ближе к фюзеляжу. Знаков на верхней поверхности крыла нет.


Эзер Вейцман с адьютантом эскадрильи на фоне Seabee. Хорошо виден «крылатый череп» и закрашенное остекление за дверью кабины.


Типичная показуха, которую фотокореспонденты всех времен и народов заставляют изображать авиационных техников ради «красивого кадра». В данном случае  техники бессмысленно уткнули свои отвертки в заклепки обшивки Seabee. Зато видно, что на правом борту эмблемы у самолета не было.



Самый сложный и до сих пор не выясненный вопрос – окраска самолета в этом варианте. Если в первом случае (с маленьким знаком, без эмблемы и поплавков) явно просматривается двухцветный камуфляж, то второй вариант выглядит скорее однотонным, то есть без камуфляжа. Тем не менее, цветные профили расшифровывают окраску как камуфляжную, но при этом одни и те же черно-белые фотографии интерпретируются абсолютно по разному. Первый исследователь нашел только одно зеленое пятно на хвостовой части фюзеляжа:


А вот Alex Yofe, эксперт по ранней израильской авиации в одной из своих книг приводит такую расшифровку:


Выглядит этот вариант, конечно, посимпатичнее, но сделать окончательный вывод насколько он достоверен трудно, не имея более-менее приличных фотографий.
Возвращаясь к службе самолета в строю ВВС Израиля - Seabee использовался прежде всего в качестве связного легкомоторного самолета 101-й эскадрильи, изредка привлекался для перевозки небольших грузов и для ведения воздушной разведки. Причем, летал исключительно с суши, ни о каких попытках использовать его с водоемов больше не известно. Возможно, просто не было необходимости в полетах с воды, может быть не было подготовленных пилотов, а может помнили об аварии Seabee при первой же посадке на воду и о катастрофе другой израильской летающей лодки – при посадке на озере Киннерет разбился один из двух имевшихся Grumman Widgeon, причем  тогда погибло трое человек экипажа.
В общем, ни о каких других подвигах или несчастьях этого самолета больше ничего не известно – он вполне себе дожил до победы в летном состоянии и встал на прикол весной 1949 года по причине отсутсвия запчастей.


Единственное, на чем еще стоило бы остановиться, это на цветном фото самолета из музея ВВС Израиля в гражданской окраске, но с эмблемой 101-й эскадрильи. Данный экземпляр по большому счету не имеет отношения к ВВС Израиля – в 1980-х годах американский бизнесмен еврейского происхождения подарил этот самолет музею. Музейщики они и в Израиле музейщики, поэтому не мудрствуя лукаво, налепили на серебристую гражданскую окраску опознавательный знак ВВС, эмблему 101-й эскадрильи и бортовой номер. Такая странная и неграмотная комбинация не имеет ни какого отношения к исторической достоверности и тому заслуженному экземпляру Republic RC-3 Seabee, прошедшему войну – конечно, весной 1948 года Seabee был в гражданском окрасе, но с британским гражданским кодом VQ-PAV и никаких опозновательных знаков ВВС еще несуществующего Израиля не мог нести, не говоря уже об эмблеме и номере. Опознавательные знаки и военный номер он получил вместе с камуфляжем, а эмблемой и вовсе обзавелся только в составе 101-й эскадрильи, при второй по счету перекраске. Так что, музейный экземпляр – не более чем некий образец техники, войне 1948 года соответствующий больше по технической части, но никак не исторической окраской.

Tags: авиация
Subscribe
promo cpp2010 december 25, 2012 00:40 6
Buy for 30 tokens
Две недели назад в Нью-Йорке, на стадионе "Медисон Сквер Гарден" состоялся благотворительный концерт, посвященный сбору пожертвований для пострадавших от урагана Сенди, накрывшего штаты Северо-Запада США, а также острова Карибского моря в октябре этого года. Сенди стал самым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment