Славная фирма Caproni продолжает дарить радость.
По окончании Первой Мировой началась небольшая и короткая история забавных конверсионных версий большого бомбардировщика Caproni Ca.4. Специфика схемы размещения двигателей на сем примечательном триплане-тримоторе заставила итальянцев разместить пассажиров на двух палубах. Похоже это были первые двухпалубные пассажирские самолеты в мире.

Ca.48. 1919 год. Произвел фурор на авиационной выставке в Амстердаме, проходившей в августе-сентябре 19го года. Пишут что в пассажирских перевозках Ca.48 не участвовал, а использовался только в рекламных целях. Сколько было построено этих самолетов (или может быть переоборудовано из бомбардировщиков?) - неизвестно, но судя по известию об авиакатастрофе 2 августа 19го на маршруте из Венеции на фирменный аэродром Taliedo под Миланом с гибелью 14 человек - как минимум два:
The Caproni Disaster (pdf)

1.

Как видно по картинке пассажиры нижнего салона размещались с комфортом, сравнимым разве что с трамваем. Но на верхней палубе было еще хуже - она была открытой. Всего самолет перевозил 25 человек - 17 на нижней палубе, 6 на верхней плюс там же два члена экипажа.
2.

ТТХ
Размах крыльев, м 29,9
Длина, м 13,2
Высота, м 6,3
Двигатель: три Liberty L-12 по 400л.с.
Площадь крыльев, м2 2000
Вес пустого, кг 4000
Вес полезной нагрузки, кг 4000
Скорость, км/ч 130-140
Ca.58 стал настоящим "дримлайнером" первого послевоенного десятилетия. 30 пассажиров располагались традиционным способом, на отдельных креслах, стоящих по бокам центрального прохода по направлению полета, две палубы соединяла лестница, в самолете имелся туалет, бар и багажное отделение. Два члена экипажа находились в открытой кабине на верхней палубе.
Для экспортной модификации 58го - Caproni Ca.59 - тип двигателей и их количество было изменено - самолет летал с пятью Fiat A.14 или Isotta Fraschini V.6, при этом два дополнительных мотора располагались на крыле "задом-наперед", т.е. с толкающим пропеллером. Суммарная мощность пяти моторов оставалась той же, что и трех на Ca.58 - около 2000л.с. Количество двигателей было увеличено по соображениям обеспечения безопасности полетов.
Сколько существовало самолетов двух этих типов тоже неизвестно. Факт однако же что Ca.49 зарубежных покупателей заинтересовать не смог.
3.

4.

5.

6. Caproni Ca.58

7. Caproni Ca.59

ТТХ Ca.58
Размах крыльев, м 29,53
Длина, м 14,96
Высота, м 7.385
Площадь крыльев, м2 250
Двигатель: три по 700л.с.
Вес пустого, кг 5400
Вес полезной нагрузки, кг 3500
Скорость, км/ч 130
Длительность полета, ч 5
По окончании Первой Мировой началась небольшая и короткая история забавных конверсионных версий большого бомбардировщика Caproni Ca.4. Специфика схемы размещения двигателей на сем примечательном триплане-тримоторе заставила итальянцев разместить пассажиров на двух палубах. Похоже это были первые двухпалубные пассажирские самолеты в мире.

Ca.48. 1919 год. Произвел фурор на авиационной выставке в Амстердаме, проходившей в августе-сентябре 19го года. Пишут что в пассажирских перевозках Ca.48 не участвовал, а использовался только в рекламных целях. Сколько было построено этих самолетов (или может быть переоборудовано из бомбардировщиков?) - неизвестно, но судя по известию об авиакатастрофе 2 августа 19го на маршруте из Венеции на фирменный аэродром Taliedo под Миланом с гибелью 14 человек - как минимум два:
The Caproni Disaster (pdf)

1.

Как видно по картинке пассажиры нижнего салона размещались с комфортом, сравнимым разве что с трамваем. Но на верхней палубе было еще хуже - она была открытой. Всего самолет перевозил 25 человек - 17 на нижней палубе, 6 на верхней плюс там же два члена экипажа.
2.

ТТХ
Размах крыльев, м 29,9
Длина, м 13,2
Высота, м 6,3
Двигатель: три Liberty L-12 по 400л.с.
Площадь крыльев, м2 2000
Вес пустого, кг 4000
Вес полезной нагрузки, кг 4000
Скорость, км/ч 130-140
Ca.58 стал настоящим "дримлайнером" первого послевоенного десятилетия. 30 пассажиров располагались традиционным способом, на отдельных креслах, стоящих по бокам центрального прохода по направлению полета, две палубы соединяла лестница, в самолете имелся туалет, бар и багажное отделение. Два члена экипажа находились в открытой кабине на верхней палубе.
Для экспортной модификации 58го - Caproni Ca.59 - тип двигателей и их количество было изменено - самолет летал с пятью Fiat A.14 или Isotta Fraschini V.6, при этом два дополнительных мотора располагались на крыле "задом-наперед", т.е. с толкающим пропеллером. Суммарная мощность пяти моторов оставалась той же, что и трех на Ca.58 - около 2000л.с. Количество двигателей было увеличено по соображениям обеспечения безопасности полетов.
Сколько существовало самолетов двух этих типов тоже неизвестно. Факт однако же что Ca.49 зарубежных покупателей заинтересовать не смог.
3.

4.

5.

6. Caproni Ca.58

7. Caproni Ca.59

ТТХ Ca.58
Размах крыльев, м 29,53
Длина, м 14,96
Высота, м 7.385
Площадь крыльев, м2 250
Двигатель: три по 700л.с.
Вес пустого, кг 5400
Вес полезной нагрузки, кг 3500
Скорость, км/ч 130
Длительность полета, ч 5
Journal information